Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

107 СТАТЬИ И С I О Р И Ч і С К I Я. 108 церквей, и универсальнымъ планам* Иснаніп и Ав- стрии Затѣмъ, когда Людовикъ XIV самъ пошелъ по слѣдамъ жаждущей территоріальнаго расширенія Исааніп, оаъ уничтожили протестантизмъ. Во время революціи, пока Франція смѣялась надъ всѣми религіями, она проповѣдывала братство народовъ п опоясала себя федераціей маленькихъ республпкъ. Потомъ она возвратилась къ идеѣ универсальной мо- нархіи, къ католицизму и папству. Такпмъ обра- зомъ, кажется, никакая универсальная монархія не могла обойтись безъ союза съ папствомъ, и Напо- леона. , преслѣдуя эту же цѣль также, какъ и Караъ Y, не осмѣлился бы протянуть руку проте- стантизму, хотя онъ самъ и угверждалъ противное». Царствованіе Людовика XIY убѣдило въ томъ, что прочный союзъ съ католнцизмомъ, выгодный для уни- версальныхъ плановъ, грозитъ всегда спокойствие Европы. Людовикъ не побоялся отмѣнить Нантскій эдикта, изгнать пзъ Франціи протестантовъ и пове- лѣть возстановить въ Нидерландахъ католицизмъ. Этотъ католически размахъ былъ такъ опасенъ для всѣхъ протестантскихъ государствъ п могъ бы при- нести такія серьезный бѣдствія всей цивилизаціи Европы, что, какъ говорить Гервпнусъ, исторія по- лучила бы совершенно иной видь: еелпбы Якову II удалась реставрація католицизма въ Англіи, то и въ Голландіи произошла бы непремѣнно та же самая реакція, а въ Америкѣ, въ колоніяхъ, сдѣлались бы жителями не англо-саксонскіе пуритане, а француз- скіе іезупты. Отъ этого бѣдствія спасъ Европу про- тестантскій правитель — Впльгельмъ Оранскій, вся жпзнь ко.тораго прошла въ борьбѣ за равновѣсіе европейскихъ государствъ, п который, умирая, за- вѣщалъ Англіи оберегать Европу отъ Франціи. Но католпцизмъ романскихъ народовъ, несмотря на свою энергію, долженъ былъ уступить новой сил*, созданной умственнымъ и экономическимъ развитіемъ протестантскпхъ народовъ. Эта новая сила, пзмѣнивъ прежній исторический характеръ Франціи, дала вмѣ- стѣ съ тѣмъ совсѣиъ иное направленіе всей новейшей исторін и другія роли дѣйствующпмъ лпцамъ. Пури- тане, квакеры и другін протестантскія секты, насе- лившія Новый Свѣтъ, принесли съ собой два начала, непзвѣстныя католпчеекпмъ колоннстамъ Америки: индпвидуализмъ и экономическую энергію. Это подраздѣленіе дѣлаемъ мы вовсе не потому, чтобы оно существовало въ дѣйствптельностп, но потому, что американское и английское вліяніе въ Европѣ выразилось въ двухъ фориахъ — въ формѣ литературной, способствовавшей развитію лично- сти, и въ формѣ экономической. То и другое пмѣли одно общее начало въ германскомъ сепаратизм* и его стремлении къ свободному развитію. Создавая свои учрежденія, протестантскіе колонисты хотѣли только одного, чтобы имъ не мѣшали жить свопмъ умомъ. Такое простое желаніе можеть быть только въ тѣхъ, кто чувствуетъ въ себѣ довольно сплы, чтобы не нуждаться нъ чужой помощи, и кто, слФ- довательно, найдетъ въ себѣ столько энергіп, чтобы достигнуть своей цѣли во что бы то ни стало. От- правляясь въ незнакомую страну и борясь въ ней съ тысячью разнородных!, препятствий, строя въ пустыняхъ села и города, обращая пустыри и ди- кіе лѣса въ пашнп и плантаціи, протестанты пока- зали, насколько свободная экономическая дѣятель- ность сильнѣе строй наго и одноформеннаго труда, создавшаго незаслуженную экономическую славу царствование Людовика XIY. Блпжайшимъ резуль- татомъ экономической энергіи протестантскпхъ пере- селевцевъ и ихъ политпческихъ учреждены было то, что мыслящіе люди оцѣнили сразу преимуще- ство новыхъ обіцественныхъ принциповъ предъ ста- рыми католическими. И когда, въ войнѣ за незави- симость штатовъ, Франція явилась защитницей того направленія, которое она не допустила бы ни за что у себя, то сила новыхъ порядковъ, какъ въ Ап- гліи, такъ и въ Америк*, была уже такъ очевидна, что во Франціи, вмѣсто прежнихъ отдѣльныхъ голо- совъ, раздававшихся въ пользу новыхъ началъ, явилось уже довольно значительное большинство съ сильвымъ общественнымъ вліяніемъ. Это было тѣмъ опаснѣе для стараго французскаго порядка, что губительное втіяніе послѣдняго на общее благо- состояніе сдѣлалось елпшкомъ очевпднымъ, и что раснространеніе въ масс* населенія новыхъ взгля- довъ научило людей судпть о вещахъ правильнѣе, чѣмъ это они д*лали до тѣхъ поръ. Такпмъ образомъ, новыя знанія, проникнувіпія въ массы, сообщили зна- чительному большинству такое развитіе, что боль- шинство это почувствовало въ себ* довольно силы и сообразительности, чтобы опредФлить самому, что ему полезно, а слФдовательно, и нужно. Подобное небывалое движеніе должно было встрѣ- тпгься съ прежними протпвоположныиъ ему поряд- комъ, и столкновеніе двухъ силъ — одной, дѣйство- вавшей сверху, а другой снизу — привело къ совер- шенному измѣненію всФхъ началъ не только фран- цузскаго управленія, но и французской внѣшней по- литики. Съ этихъ поръ начинается для Европы иное время, называемое историками новѣйщпмъ. Хотя Франція и не освободилась вполн* отъ свонхъ ро- манскихъ началъ, но новые принципы, провозгла- шенные ею, послужили такой школой для народовъ континентальной Европы, что личное начало полу- чаетъ съ этихъ поръ повсюду небывалое до того значеніе. Къ этому умственному развитію европей- скихъ народовъ, доставшемуся имъ главнѣйше ли- тературнымъ путемъ, присоединились еще новыя идеи, выработанный путемъ экономическимъ. Он* не только расширила понятія массъ европейскаго населенія и указали строго опредѣленную цФль ихъ стромленіямъ, но п панесли рѣшптельный ударъ прежнему направленію, служившему основой евро- пейской политики. Во глав* этой промышленной политики стоить въ Европѣ Англія. Третье главное племя, населяющее Европу и по числу не уступающее романскому и герман- скому, есть славянское. До спхъ поръ славяне не обнаружили особеннаго участія въ европейской псторіи. Западные славяне были постоянно слабѣе свопхъ протестантскихъ и ка- толпческихъ собратій, а въ историческихъ событіяхъ слФдовали обыкновенно за н*мца*ми, подчиняясь вполнѣ ихъ умственному вліянію. Только въ XIX

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1