Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

109 ТРИ НАРОДНОСТИ. 110 вѣкѣ пачало пробуждаться въ нихъ національное чувство, и западные славяне сдѣлалп попытку осво- -бодиться отъ нѣмецкаго господства. Попытка не удалась. Точно также славяне былп слабѣе романцевъ и германцевъ и въ умственномъ отношенін. Во всемъ, что создалъ прогрессъ цивплизапіп, во всѣхъ нзобрѣ- теніяхъ и открытіяхъ пнпціатпва принадлежала не славянамъ, п онп только пользовались плодами, до- бытыми другими, болѣе передовыми народами. Былъ одинъ случай въ псторіп, когда болѣе способные изъ славянъ, чехи, подъ вліяніемъ ученія, явпвшагося къ нимъ изъ Англіп, обнаружили попытку освободиться отъ католической опекп и подняли оружіе на за- щиту человѣческаго права думать самостоятельно, но должны былп уступить народу болѣе ихъ сильному и болѣе цивилизованному. Поляки совѣщалпсь съ Кальвпномъ о введеніи у нихъ рефорнаціи, но Каль- вннъ усумнился въ ихъ искренности и въ дѣйсгвитель- ной необходимости для нпхъ подобныхъ преобразова- ній. Между тѣмъ, принадлеиіа вмѣстѣ съ романскими л германскими народами къ высшему человѣческому типу, славяне заключаютъ въ себѣ всѣ данныя для однороднаго сь остальнымъ цпвплизованнымъ ыі- ромъ прогрессивнаго двпженія. Это сознаніе своей силы, вмѣстѣ съ пробужденіемъ чувства національностп, создало въ славянахъ осо- бенное настроеніе народнаго духа, извѣстное подъ названіемъ панславизма. Панславизмъ есть явленіе, враждебное полптикѣ нѣмецкпхъ народностей; въ немъ выразилось стремление къ общностп, къ соеди- ненію славянъ въ одно громадное цѣлое, поддержи- ваемое убѣжденіемъ, что всемірно-псторпческое при- званіе славянъ заключается въ обновленіи всего евро- пейскаго общества и въ сообщены этому дряхлому, изжившему тѣлу новыхъ, свѣжпхъ сплъ. Наше сла- вянофильство есть одинъ изъ отгѣнковъ этого на- правленія. Выло время, когда панславизмъ серьезно безпоко- илъ иѣмцевъ,и когда они ждали себѣ великой бѣды съ Востока. Ню касается выдуманной панслави- стами гнилости Запада, нуждающегося въ обновленіи его свѣжими славянскими элементами, то нелѣпость •этой мысли признали уже и наши славянофилы. И въ самомъ дѣлѣ, какой свѣжій элементъ могуть внести въ европейскую жизнь славянскія племена? Какое заявили они особенное самостоятельное интеллекту- альное начало, изъ котораго могло бы развиться иное міровоззрѣніе, иная наука, иное знаніе? И можетъ ли ■существовать какая нибудь иная наука, кромѣ той, какую создают, наблюденіе и изученіе природы? Въ мірѣ существуетъ только одинъ законъ, управляющій матеріен, и вездѣ онъ нензмѣненъ — на югѣ и на сѣ- верѣ, на востокѣ н на западѣ. Въ прпродѣ нѣтъ осо- ■быхъ законовъ для каждой отдѣльной національно- сти. Всѣмъ свѣтигь одно солнце, всѣ дышатъ однимъ воздухомъ, всѣ человѣческіе организмы подвержены однимъ фпзіологическииъ законамъ. Тотъ же, общій для всѣхъ мѣстностей, законъ, управляющій приро- дой, управляетъ и людьми, не различая нѣмцевъ отъ французовъ и русскихъ отъ англичанъ. Если въ усло- віяхъ общежптія народы и отличались до сихъ поръ одни отъ другихъ, то это происходило только отъ того, что одни знали то, чего не знали другіе. Коль скоро всѣ народы сравняются въ знаніяхъ — увсѣхъ будуть одни общественные принципы, и разница въ складѣ жизни будетъ заключаться не въ сущности основъ, а въ мелочныхъ прпложеніяхъ ихъ кь частно- стямъбыта, вслѣдствіе юшматическпхъ и почвенныхъ условій. Поэтому участіе славянъ въ дѣлѣ цивили- зацін будетъ заключаться не въ томъ, что они выду- маютъ свою особую физику, фпзіологію пли полити- ческую экономію, а въ томъ, что, когда они сравня- ются въ знаніяхъ съ народами германскаго и роман- скаго племенъ, то начнутъ работать вмѣстѣ. Огъ этого выйдетъ, разумѣется, большая польза общему прогрессу, потому что соединенный усплія трехъ на- родностей иогутъ создать больше, чѣмъ трудъ только двухъ націоналыюстей. Мысль о какомъ-то небываломъ гніеніи Запада и о какой-то небывалой цивнлпзацін и наукѣ явилась отъ ошибочной исторической параллели, которой, хо- тя и въ другомъ смыслѣ, не избѣгнулъ и Гервинусъ. Тѣ, кто мечталъ объ обновленіи всего Запада, при- равнивали Европу къ древнему римскому и греческому міру. Во всѣхъ псторическихъ учебникахъ значится, что древній міръ палъ, и что новыя, свѣжія, нетро- нутыя и неиспорченный сплы, явпвшпсь изъ колы- бели рода человѣческаго — съ Востока, положили начало иной, лучшей цивилпзаціи. Если это случилось тысячи полторы лѣтъ назадъ, почему же не повто- риться тому же самому и нынче, особенно, если на Во- стокѣ есть снова подобный же запасъ свѣжпхъ сплъ? Ііо дѣло въ томъ, что новый міръ не нмѣетъ ровно ничего общаго съ міромъ древнимъ, ни въ составѣ на- селенія, ни въхарактерѣ прогресса. Въ древпемъмірѣ, кромѣ цивилизованной части населенія, занимавшей югъ Европы, вся ея середина, — сѣверъ пвостокъ — были заняты варварами; кромѣ того, въ Азін имѣлся велпкій запасъ дикарей, такъ что, когда всѣ эти массы нахлынули на Рнмъ, то, разумѣется, у него недо- стало сплы имъ противиться. Ничего подобнаго не представляетъ наше время. Вся Европа съ юга до сѣ- вера и съ запада до востока занята народами, счи- тающими себя одной цивилизованной семьей, въ про- тивоположность днкарямъ Турціи и азіатскихъ сте- пей. Эта цивилизованная семья представляетъ та- кую грамадную массу населенія, что она не испу- галась бы никакого Атиллы и никакого Чннгпсъ- хана. Военный ея средства также такого размѣра и качества, что совокупныя силы дикарей всего свѣта не въ состояніи съ ними бороться. Значить, въ отно- шеніп военнаго могущества цивилизованная Европа обезопасена совершенно. Но еслпбы ея военныя сред- ства и не былп такъ велики, то и въ этомъ слу- чаѣ ей не приходилось бы бояться варваровъ, потому что ихъ нѣтъ. Турція не только совершенно ничтожна, но ндетъ къ полному уничтояшнію магометанскаго на- селенія. Народы, жпвущіе въ степяхъ Азіи, начиная съ нашихъ ручныхъ татаръ, кпргизовъ, башкиръ и калмыковъ и до Ташкента и Хивы, совершенно неспо- собны ни къ какому военному нашествію. Кто лее бу- детъ разрушать европейскую пивилпзацію, когда та- кихъ враговъ совершенно не существуетъ? Очевидно, 7 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1