Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

118 ЦПВИЛИЗАЦІЯ КИТАЯ. 114 няковъ поелѣдвее, что они пмѣли, счпталъ себя просвѣтителемъ, вносящими свѣть европейской мудрости въ страну вѣчнаго застоя п самаго глубокаго консерватизма. Европейская образованная чернь полагала, что, разоряя Китай и опустошая его нлантаціи, она разрушаетъ старый норядокъ и обновляетъ жизнь полусонной азіатской расы, не пмѣюгаей нп умственныхъ сплъ, ни достаточной энергіи, чтобы обновиться безъ посторонней помощи. Люди, стоявшіе во главѣ англійскаго и фран- цузская правительства, разсузкдали нисколько не умнѣе европейской толпы, для которой несомнѣнаый и несокрушимый признакъ китайская невѣжества заключается въ томъ, что китайцы не яворятъ по французски и не иосягь фраковъ. Дипломаты и политпкп, маскируясьвысшимпполитическими цѣлями, хотя и не выказали невѣжества европейской толпы, но зато во всемъ, что они дѣлали, обнаружили ту же непослѣдовательность, какой они отличаются постоянно у себя дома. Европа говорила, что нужно покончить со старымъ Китаемъ и дать ему начала новой жизни; но въ то зке время онашла войной противъ тайппнговъ и поддерживаластарое китайское правительство, явно неспособное устроить у себя лучшій норядокъ. Европа говорила, что китайцы не въ состояніи проснуться сами и обновиться изъ собственныхъ силъ, и въ то зке время шла противъ тѣхъ же тайппнговъ, представителей народныхъ стремленій н интересовъ, и, разорпвъ половину Китая, прпшла въ недоумѣніе отъ экономической предприимчивости и энергіп китайская населеыія. Замѣтивъ, что въ послѣднее двадцатипятилѣтіе въ Ки- тай началпсь внутреннее двпзкеніе и разныхъродовъ неурядицы, европейскіе дипломаты вообразили, что это огромное политическое тѣло гніетъ, п что нужно спастиего во что бы то ни стало. Но европейскіе дипломаты не знали только того, что, въ теченіе четырехъ тысячъ лѣтъ существованія Китая, въ немъ происходили постоянный виутреннія движенія, что въ немъ перемѣнплось болѣе двадцати династій и что въ нослѣднпхъ неурядицахъ выразилась новая жизненная струя, которая, если не теперь, то въ болѣе или менѣе ближайшемъ будущемъ указала бы странѣ истинный путь успѣшныхъ вяутреннпхъ преобразованій, на который не выведутъ китайцевъ ппкогда ни лордъ Россель, нп маіоръ Дзкеббъ, обу- чающій солдатъ богдыхана маршировать и сгрѣлять по европейски. Европейское вмѣшательсгво немозкетънепривестп огромнаго вреда Кптаю. Поддерживая то, что под- держивать невозмозкно, Европа только тормозить его на пути развитія и мѣшаетъ своему собственному прогрессу, потому что усплнваетъ представителей стараго порядка всѣмп разрушительнымисредствамп и пособіяип, созданнымии выработанными Европой въ послѣднія сто лѣтъ. Являясь въ Китаѣ представителями прогрессаи цившшзаціп, европейскіе просвѣтителп дуиаютъ достигнуть этого поддержаніемъ старой гнили и оправдываютъ себя тѣиъ, что китайское правитель- ство, въ сущности, испорчено не болѣе всякая другого, поставленнаго въ тѣ зке условія. Мнѣніе это принадлежатьангличанами,которые хлопочутъ, въ сущности, о томъ, чтобы, съ водвореніемъ въ Китаѣ спокойствія, пмѣть рынокъ для сбыта своихъ мавуфактурныхъ произведений. Не поблагодарить Китай Европу за ея уроки политической мудрости, потому что у китайцевъ было довольно и своихъ наставнпковъвъ томъ зке родѣ. Выло бы лучше, еслибы тѣ нее самые цивилизаторы, вмѣсто того, чтобы учить китайцевъ, воспользовались бы нхъ четырехъ-тысячелѣтнимъ петорпчеекпмъопытомъ, чтобы не повторять болѣе у себя того, что и Китаю, и Европѣ причиняло одинаковыя бѣдствія. Исторія Китая есть одна нзъ любопытпѣйшихъ и напвныхъ хронпкъ, дающая мыслящему читателю богатый матеріалъ для поучптельныхъ размышленій п сравненій. Н. Исторія Европы не представляетъи десятой доли прпмѣровъ такихъ замѣчательныхъ правителей, какими былъ богатъ Китай. Вполнѣ достовѣрная псторія Китая, основанная на оффиціальныхъ источникахъ, начинается за 2.698 лѣтъ до Р. Хр., — слѣдовательно, обнимаетъ періодъ въ 4.568 года. Первыми пмператоромъпли, вѣрнѣе, княземъ историчсскаго періода былъ Хоангъ-ти. Китайская псторія припнсываетъему множество пзобрѣтеній п совершенно новыхъ установлений. Онъ ввелъ деся- тичную линейную мѣру, до которой Европа додума- лась только въ концѣ прошедшаго сголѣтія; онъ учредили особенное присутственное мѣсто для запп- сыванія китайской псторіи, существующее до спхъ поръ; онъ назначили шесть астрономовъдля наблю- денія за звѣздами и небесными явленіямп, для установленія временигода и составленія календаря; въ это время было составлено сравнительное вы- чнсленіе обращенія солнцаи луны, открыть законъ музыкальныхъ звуковъ и изобрѣтены различные музыкальные инструменты;устроены дороги, введена монета; зкена императора научпла народи воспи- тывать шелковпчныхъ червей п приготовлять шел- ковую ткавь; тотъ же императоръучредили школы для воснитанія молодыхъ людей п написали глубоко- мысленное медпцпнекое сочиненіе, отрывки котораго, какъ увѣряютъ китайцы, сущеетвуютъ до спхъ поръ. Вообще Хоангъ-ти считается основателемъ и закоио- дателемъ повой имперіп. Его правнуки Тн-ко занималсяпо преимуществу организаціей нравовъ. Они ввѣрилъ особенному сословію докторовъ преподаваніе нравственности установили правила для вокальной музыки. Но, зкенившпсь на четырехъ женахъ, онъ ввелъ поли- гамію, существующую и до спхъ поръ. Многоженство императоровъ было причиной частоповторявшагося прпдворнаго разврата, интриги, введенія евнуховъ, которые, забирая нерѣдко въ своп рукн управлеяіе, вели къ революциями и паденію династій. Пе- чальный послѣдствія многозкенства обнаружились узке при наслѣднпкѣ Тп-ко, Тя-чи. Десять лѣтъ они развратничали,наконецъ былъ лишенъ вельможами престола, и вмѣсто него возведенъ былъ его брать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1