Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1
115 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКИ 116 Яо. Это быль, между прочимъ, первый примѣръ сверженія императора подданными, прпмѣръ, повто- рявшійся впослѣдствіи довольно часто и получпвшій савкцію китайскихъ фплософовъ. Яо былъ однимъ изъ замѣчательнѣйшихъ китай- скихъ императоровъ, память о которомъ сохрани- лась въ хроиикахъ страны. Опъ царствовалъ за 2.357 лѣтъ до P. X. Яо отличался великой любовью къ народуи, слѣдовательно, высокпмъ просвѣщен- нымъ умомъ. Онъ говорилъ: «Холодно ли народу — я причиной этого; голоденъ ли онъ — это моя вина; случится ли съ нимъ какое несчастіе — я долженъ смотрѣть на себя, какъ на творца зла». Въ первыя историческія времена императорствовъ Китаѣ не было наслѣдственнымъ, и хроника говорить, что Яо, обратившись разъ къ вельможамъ, сказалъ: «Пусть наидутъ человѣка, способнаго управлять государствомъ сообразно обстоятельствамъ времени. Если иайдутъ такого человѣка, я передамъ ему управленіе». Фангъ-ци указалъ ему Ин-це-чу (сына императора Яо), отличавшагося большою проница- тельностью. «Вы ошибаетесь, — отвѣчалъ Яо:— у Ин- це-чу недостаетъ справедливости;онъ любитъ спо- рить, — развѣ такой человѣкъ годится? Пусть найдутъ человѣка, — прибавилъ онъ, — способнаго управлять дѣламп». «Хуанъ-теу, — сказалъ тогда одпнъ изъ миннстровъ, — выказалъ въ дѣлахъ ловкость и спо- собность». «Вы заблуждаетесь, — возразилъ Яо: — Хуанъ-теу говорить много безнолезнаго; а когда ему приходится исполнять дѣло, онъ вебреженъ; онъ старается показать себя скромнымъ, внпмательнымъ и справедливымъ, но гордость его не имѣетъ гранпцъ». На этотъ разъ выборъ намѣствика не состоялся. Въ другой разъ Яо обратился къ свопмъ мпвпстрамъ снова съ подобнымъ же иредложеніемъ: «Я царствуюуже давно, — сказалъонъ имъ. — Если между вамп есть кто нибудь, способный управлять, я уступлю ему имперію». Вельможи отвѣчалп, что никто изъ нихъ пе имѣетъ необходимыхъ для того спо- собностей. «Укажите мнѣ, — отвѣтилъимператоръ, — кого нибудь, не нмѣющаго оффиціальной должности и ведущаго частнуюяшнь». Всѣ отвѣтили: «Ю-іпунъ, хотя и старъ, не пмѣетъ семейства и темнаго пропсхожденія». «Я о немъ слышалъ, — сказалъ императоры — что вы о немъ думаете?» «ІО-шунъ,— отвѣтили вельмояш, — хотя сынъ слѣпого отца, не имѣющаго ни способностей, ни ума; хотя онъ родился отъ злой матери, обращавшейся съ нимъ дурно; хотя онъ братъ Сіанга, великаго гордеца; но съумѣетъ сохранить правила сыновняго повпновенія и живетъ въ мирѣ, незамѣтно исправплъ ошибки своей семьи и не допустилъ еедо роковыхъ заблу- жденій». Тогда императоръсказалъ: «Я дамъ ему въ замужествосвопхъ двухъ дочерей, чтобы увидѣть, какъ онъ поведетъ ихъ и какъ онъ будетъ управлять ими». Прпготовивъ все, онъ отдалъ свопхъ двухъ дочерей за Шуна; несмотря на то, что Шунъ былъ иоложенія ннзкаго, Яо, отдавая дочерей, велѣлъ имъ уважать своего мужа. Яо показалъ первый велпкіп ирпмѣръ того, какъ истинадолжна доходить до трона. Онъ приказалъ повысить у воротъ своего дворца доску, на которой каждый китаецъ пмѣлъ право писать свое ииѣніе, считаемоеимъ полезнымъ для благосостоянія импе- ріп, и ошибки управлевія, въ которыхъ можно было упрекнуть императора. Рядомъ съ доской висѣлъ барабанъ; тотъ, кто иисалъ или собирался писать, долженъ былъ ударить въ него, и императорънрп- казывалъ тотчасъ же принести доску. Испытаніе, которому Яо иодвергъ Шуна, было благопріятно для послѣдняго. «Подойдите, Шунъ, — • сказалъ ему разъ Яо. — Три года я наблюдаю за вашими словами п поступками;нужно вознаградить ваши заслуги: я хочу возвести васъ на престолъ».. Но Шунъ говорилъ, что онъ недостаточно добро- дѣтеленъ и не хотѣлъ наслѣдовать Яо. Тѣмъ не менѣе Яо уступилъ ему престолъ. Шунъ, какъ говорить хроника, отличался вели- кими способностями высокою нравственностью. Она прибавляетъ, что онъ наблюдалъ строго, чтобы въ народѣ исполнялись пять правилъ или обязан- ностей: между родителямии дѣтьми, между пмперато- ромъ и подданными, между супругами,менаду стар- цамии молодыми, и, наконецъ, между друзьями. Вотъ начало юридическаго или оффпціальнаго закрѣпленія глубокой іерархической подчиненности, существующей и до сихъ поръ въ Китаѣ. Потье, которымъ я пользуюсь, говорить, что въ этой субор- динаціи заключается единственная причина, почему Китай въ теченіе четырехъ тысячъ лѣтъ сохранился противъ нравственной п физической распущенности, отъ которой пало такъ много государствъ. Но если, съ одной стороны, узаконенная патріархальность отношений вела къ прочности общественнаго союза, съ другой — возведенная въ государственный прин- ципъ, она создалату неподвижность формъ и тотъ всеподавдяющій и во всѣхъ сферахъ народной жизни развпвшійся деспотизмъ, который возбудилъ, наконецъ, опасевіе за существованіе Серединной имперіп фраицузовъ и англпчанъ. Хроника перечпсляетъ цѣлый рядъ трудовъ Шуна. Онъ преобразовалъ календарь и сообщили ему форму, какую онъ пмѣетъ и до сихъ поръ. Онъ установить одноформенность въ музыкѣ, въ мѣрѣ и вѣсахъ. Онъ обнародовалъ законы наказанія уголовныхъ преступниковъ и хотѣлъ, чтобы обыкновенные проступки наказывались судами только кнутомъ, а бамбуковыя розги употреблялись только въ школахъ; чтобы людей, сдѣлавшихъ виву безъ намѣрекія и случайно, прощали, но зато наказывали бы, безъ всякаго послабленія, людей непсправпмыхъи дѣлаз- шихъ преступлеяія злоупотребленіемъ силы или власти. Если эти реформы уголовнаго законо- дательства покажутся читателюне особенно порази- тельными, то пусть онъ обратить свое вниманіе на принципы, руководящіе современными европейскими юристами, которые и до сихъ поръ разсуждають также, какъ разсуждалъ Шунъ за 2.285 лѣіъ до Р. Хр.; а во-вторыхъ, что до Шуна наказанія носили на себѣ печать полнаго варварства: впнов- ныхъ клеймили каленымъ желѣзомъ въ лицо, рѣзалп имъ носы, ноги, половыя части. Вмѣсто этихъ на- казаній Шунъ ввелъ палки, конфискацію и ссылку, существующая въ Китаѣ и до настоящаго времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1