Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

119 СТАТЬИ ИСТОРПЧЕСКІЯ. 120 Венъ-ти началъсвоимъ правленіемъ эпоху китай- скаго возрожденіяпослѣкитайскаго Наполеона,Чинъ- ши-гоангъ-ти, о которомъ я скажу дальше. Венъ-ти выказалъ огромную любовь къ народу; онъ отмѣнплъ налогъ на соль и половину обыкновенныхъ податей; онъ приказалъ, чтобы бѣдныхъ стариковъ каждой провинціп содержали на общественный счетъ; онъ старался ввести просготуи экономно въ жизни, из- гнанную блистательнымъ Чпнъ-ши-гоангъ-ти, и пер- вый показалъ примѣръ умѣренности, запретивъ де- лать какія бы то ни было измѣяенія въ меблировкѣ своегодворца, подавать кушанья на серебряныхъ п золотыхъ блюдахъ, а своимъ жевамъ и даже императ- рицѣ — носить платья изъ разноцвѣтныхъ матерій, украшенныя шитьемъ. Хотя китайцы и смотрятъ съ самымъ глубокпмъ благоговѣніемънаЯоДІІуна н 10, но едвали этп императорымогутъ сравняться съ Венъ- ти. Высокія побужденія этого человѣка впднѣе всего изъ его замѣчательныхъ манифестовъ къ народу. По случаю одного затмонія солнца онъ объявилъ слѣ- дующее:«Я слышалъ всегда, что небо даетънародамъ лучшихъ людей для уиравленія ими и для ихъ про- кормленія. Когда этп люди, господа остальныхъ людей, не имѣютъ добродѣтелей и управляютъ дурно, небо, чтобы заставить ихъ исполнять свой долгъ, посылаетъпмъ бѣдствія пли угрожаешь ими. «Въ нынѣшнюю одиннадцатую луну случилось затяеніе солнца: какое для меня предостережете!.. Въ вышппѣ звѣзды теряютъ свой свѣтъ; внизу мой народъ страдаетъ отъ бѣдности. Во всемъ этомъ я признаюнедостатокъсъ своей стороны добродѣтелп. «Какъ только воззваніеэто будетъ обнародовано, пусть во всей пмперіи изслѣдуютъ съ возможнымъ внп- маніемъ мои ошибки, чтобы меня о нихъ увѣдомпть. Пусть найдутъ и представятъ мнѣ для исполнепія этой обязанности людей, наиболѣе просвѣщенныхъ, правдивыхъ и твердыхъ. Со своей стороны, я предла- гаю всѣмъ, несущимъ общественныя обязанности, за- няться лучше, чѣмъ когда либо, исполненіемъ своего' долга и, въ особенности, прекратить для пользы на- рода всѣ безполезные расходы. Я хочу дать тому прп- мѣръ, и, не имѣя возможности оставить границы им- періп совсѣмъ безъ войска, я приказываю удержать изъ нихъ только необходимое число». Въ китайскомъ нрпмѣчаніи къ хроннкѣ, заключающей эту деклара- нт, сказано: «Это первый случай, что нашп импера- торы, по случаю общественныхъ бѣдствін или чрез- вычайныхъ фепомеиовъ, требовали, чтобы инъ ска- зали объ ихъ недостаткахъ». Со временъ воззванія Венъ-ти являлось много подобныхъ. Въ другой деклараціи Венъ-ти говорить: «Во вре- мена нашихъ древнихъ пмиераторовъ на дворѣ дворца выставляли съ одпой стороны доску, на которой всякіймогъ писать свободно, какое, по его мнѣнію, благо нужно сдѣлать; съ другой — таблицу, на которой всякій могъ обозначать ошибки правительства и то, что онъ считалъ необходішымъ измѣнить. Нынче я нахожу между нашими законами одпвъ, который объ- являетъ нреступленіемъ, если говорить дурно объ управленіп. Такимъ образомъ, нетолько лишаютъ насъ свѣта, который мы можемъ получить отъ мудрыхъ, находящихся далеко отъ насъ, но и закрываютъ уста чиновнпкамъ нашего двора. Какимъ образомъ госу- дарь можетъ узнавать теперь о своихъ недостаткахъ и ошпбкахъ? Законъ этотъ служить причиной еще и другого неудобства: подъ тѣмъ предлогомъ, что на- родъ даетъ торлгественную клятву въ вѣрностн, иод- чиненіи и уваженіи государя, есликто либо сдѣлаетъ хотя самое ничтожное нарушеніе, его обвпняютъ въ возмущеніи. Самые незначительные разговоры ка- жутся чиновникамъ, когда пмъвздумается, мятеж- ными ропотомъ противъ правительства. Такимъ об- разомъ, народъ, простой и невѣжественный, не ду- мая дѣлать ничего дурного, обвиняется въ престу- плены уголовномъ. Я не могу сноситьэтого: пусть законъ этотъ будетъ отмѣненъ». Вотъеще одна декларація Венъ-ти: «Тѣ, кто упра- вляете народами, должны вложить въ нихъ всевоз- можную привязанность кътому, что необходимо для го- сударства. Сюда принадлеяштъ, безъ сомнѣнія, демле- дѣліе; вотъ почему въ теченіе десяти лѣтъ я указываю постояннонаэтотъ важный предмета. Между тѣмъ я не замѣчаю, чтобы расчищалиновую землю, и не ви- жу, чтобы являлось изобиліе; напротивъ, я вижу съ огорчеиіемъ, что голодъ рисуется на блѣдномъ лпцѣ народа. Безъ сомнѣнія, чиновники и ихъ подчинен- ные не уважали моихъ повелѣній, какъ бы это слѣдо- вало, илиже они неспособны исполнять своп обязан- ности. Если чиновники, свидѣтели народной бѣдно- стп, не обращаютъ на нее ни малѣйшаго вниманія, что же остается дѣлагь мнѣ? Вотъ о чемъ нужно по- думать. Въ ожиданіи лучшаго я отказываюсь наны- нѣшнін годъ отъ половины своего права на хлѣбъ, собираемый для меня». «Вотъ уяіе четырнадцатый годъ моего царство- ванія (165 до P. X.), — говорите Венъ-ти еще въ одномъ манифестѣ. — Чѣмъ долѣе я управляю импе- ріею, тѣмъ болѣе чувствую свою неспособность и тѣмъ впадаю въ сильнѣйіпее смущеніе. Хотя я до спхъ поръ исполнялъпостоянно церемоніи, устано- влеяныя. въ честь высшаго существа и въ честь моихъ предковъ, но знаю, что наши древніе муд- рые императоры не имѣли въ этпхъ церемоніяхъ нпкакихъличныхъ разсчетовъ и не просилио томъ, что называется дпчнымъ благоденствіемъ. Они были такъ далеки отъ всякаго личнаго интереса,что оставляли въ сторонѣ своихъ наиболѣе блпзкихъ родственниковъ, чтобы возвысить человѣка, кото- рый не приходился имъ ничѣмъ, если только они находили въ немъвысшую мудрость и высшія добро- дѣтели. Они предпочитали мудрые совѣты другихъ своимъ собственнымъ мнѣніямъ! Нѣтъ ничего муд- рѣе и выше безкорыстія велпкихъ государей». «Нынче я узнаю, что большая часть моихъ чиновниковъ молятся, испрашивая счастье, и .это счастье они просятъ для меня, а не для моего на- рода, чего я не могу одобрить. Если я буду тер- пѣть, что чиновники, невнимательные къ своимъ обязанностямъ и къ благоденствію народа, будутъ заниматьсяединственно лпчнымъ счастьемъгосударя, такъмало добродѣтельнаго, какъ я, — это будетъ лиш- ней съ моей стороны ошибкой, и ошибкой значитель- ной. Я приказываю, чтобы мои чиновники, вмѣсто того, чтобы возсылать своп иышныя молптвы обо V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1