Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

121 ЦИВИЛИЗАЦІЯ КИТАЯ. 122 ынѣ, приложили лучше все свое вниманіе къ юрошему исполнение своихъ обязанностей» Еще болѣе знаменита императоръ Ву-ти. Это былъ человѣкъ вопнственнаго характера, но вмѣстѣ съ тѣмъ глубоко ягелавшій блага народу. Вступивъ на престолъ, онъ собралъ мудрецовъ н фплософовъ, чтобы посовѣтоваться съ нимп о правительственной доктрпнѣ древности. По совѣту философовъ, онъ старался побѣдпть въ себѣ воинственность и, какъ бы въ вознагражденіе за эту жертву, отдался со страстью охотѣ. Онъ окружилъ стѣнои огромное пространство земли п велѣлъ запереть туда все- возмояшые сорта дпчп. Однако, размыслпвъ, что громадный охотничій паркъ лежптъ некультивиро- ваннымъ и, слѣдовательно, пропадаетъ безъ пользы для народа, онъ отдалъ его подъ земледѣліе. До Ву-ти существовалъ въ Кнтаѣ маіоратъ; но пмпе- раторъ нашелъ несправедливымъ, чтобы всѣ почести и богатства доставались только старшему сыну, а остальные ставились въ положеніе, близкое къ ннщетѣ. Ву-ти уничтожплъ этотъ законъ. Царство- вате Ву-ти было особенно блистательно чнсломъ знаменитыхъ литераторовъ, исгорпковъ и способ- ныхъ правптельственныхъ лидъ. Въ числѣ послѣд- нихъ особенно пзвѣстенъ Тунгъ-чунгъ-шу, отли- чавшійся глубокою ученостью и, какъ результата свопхъ ученыхъ пзслѣдованій, предсгавившій импе- ратору три разсуждевія объ искусствѣ управленія. Въ первомъ разсужденіи онъ говоритъ о мпссіи управленія людьмп, ввѣряемой небомъ. «Когда дпнастія, — говоритъ между прочимъ Тунгъ, — начп- наетъ оставлять прямую дорогу, небо посылаетъ ей обыкновенно знаки своего неудовольствія, для ея исправленія. Если же царствующій государь не приходить въ себя, небо посылаетъ чудеса и ужасающіе феномены, чтобы внушить ему спаси- тельный страхъ. Но еслп государь не пользуется этими предостереженіямп — паденіе его недалеко...» Во второмъ разсужденіи онъ предлагаетъ Ву-тп возстановить коллегію великаго знанія, чтобы создать хорошихъ учителей, способныхъ воспитывать и наставлять въ добродѣтелп. Далѣе онъ требуетъ, чтобы общественный должности давались людямъ достойнымъ, а не сыновьямъ знатныхъ лицъ, какъ это водилось тогда въ Китаѣ и водится нынче повсюду. Наконецъ, въ третьемъ разсужденіп ученый мпнистръ доказываетъ, что заботы правительства въ древности о воспптаніи народа вели къ тому, что иногда во всемъ государствѣ не было ни одного уголовнаго преступника. Тай-цунгъ былъ не менѣе добродѣтельный госу- дарь. Хроника разсказываетъ о немъ, что разъ онъ отправился осматривать тюрьмы и нашелъ въ нпхъ 390 уголовныхъ преступпиковъ, приговорен- выхъ къ смерти. Онъ послалъ ихъ въ деревни для жатвы хлѣба, прпказавъ пмъ отдаться въ рукп правосудія по окончаніп работа. Всѣ преступники явились въ назначенный срокъ, чтобы быть обез- главленными. Императоръ былъ такъ тронута этой вѣрностыо слова, что простплъ ихъ всѣхъ. Этотъ случай былъ причиной, что Тай-цунгъ отдалъ замѣчательное повелѣніе, показывающее, какъ ши- роко онъ понпмалъ нравственную отвѣтственность: онъ повелѣлъ, чтобы отнынѣ китайскіе императоры, прежде чѣмъ они подпишутъ смертный приговоръ, подвергали бы себя три дня воздержанію, т. е. чтобы не 'слушали музыки, не спали со своими женамп, ѣли только грубую пищу п молились. Тай-цунгъ написалъ сочиненіе объ искусствѣ управленія; но онъ нпкакъ не соглашался, чтобы оно было напечатано при его жизни. Сочиненіе это называется «Золотое зеркало». Авторъ говоритъ въ немъ между прочимъ: «Посвятивъ каждое утро необходимое число часовъ дѣламъ пмперіи, я до- ставлялъ себѣ затѣмъ удовольстіе проникать мыслью въ исторію проіпедшато. Я обсужпвалъ обычаи и нравы каждой дпнастіи, хорошіе п дурные нримѣры государей, революціи н нхъ причины, и размышленія эти приносили мнѣ всегда пользу. Когда я думаю о томъ, отчего государи желаютъ всегда царство- вать спокойно п имѣть большое потомство, а между тѣмъ являются такія частыя волненія и революціп, я нахожу, что самой обыкновенной причиной этого — недостатокъ размышленія государей о самихъ себѣ и нея;еланіе ихъ слышать то, что можетъ пмъ не нравиться. Вслѣдствіе этого онп жпвугь до конца въ ослѣпленіи относительно своихъ обя- занностей и ошибокъ, и это ослѣпденіе прпводитъ пхъ къ погибели. «Чтобы пзбѣгнуть этого ослѣпленія, я, увидѣвъ изъ чтенія исторіи, въ чемъ заключаются принципы хорошаго управленія и источники спльныхъ народ- ныхъ волненій, сдѣлалъ изъ всего этого для себя какъ бы зеркало, въ которомъ я могу видѣть свои ошибки, и, слѣдовательно, трудиться для ихъ псправленія. «Существенный характеръ хорошаго управлеиія — въ томъ, что при немъ высокія обязанности ввѣ- ряются только людямъ добродѣтельнымъ И ДОСТОЙ- нымъ. Императоръ, подяявшійся на высочайшую степень почета, которой только можетъ достигнуть человѣкъ, обязанъ въ то же время любпть всѣ свои народы п трудиться, чтобы сдѣлать ихъ счастливыми. Для этого необходимы двѣ вещи: добрый порядокъ и безопасность. Для поддержанія добраго порядка нужны правила, которыя слѣдуетъ поддерживать собственным!, прпмѣромъ; для безопас- ности нужны войска, которыя могли бы отнять у непріятеля всякую охоту предпринять что нибудь па грапицѣ; ибо, какъ несоотвѣтственио пользо- ваться страхомъ оружія, чтобы удерживать свой народъ въ его обязанностях!., такимъ же образомъ случается рѣдко, чтобы одна доброта и добродѣтелп государя сдерживали варваровъ и обезпечнвалп внѣшнюю безопасность. «Царствовать вещь трудная, — говорятъ однп; вещь легкая, — говорятъ другіе. Послѣдніе для доказатель- ства приводятъ, что достоинство императора возвы- шаетъ человѣка выше всѣхъ остальныхъ людей; онъ имѣвтъ власть абсолютную; награда и наказаніе въ его рукахъ; онъ владѣетъ не только богатствами всей пмперіп, но ему служатъ, по его волѣ, силы и таланты всѣхъ его поддапныхъ. Чего онъ не мо- жетъ желать, чего онъ не достпгнетъ? Чего онъ не можетъ предпринять, чего онъ не исполнить?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1