Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

12В СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКИ. 124 «Защитники другого мвѣнія разсуждаютъ иначе. Государь, нмѣющій недостатокъ уваженія къ небес- ному владыкѣ (Тіанъ-тп), бываетъ причиной по- явлеиій знаменій п порождаетъ смертии убійства. Оскорбить ли онъ умы, и за это нерѣдко наказы- ваетъ его печальная смерть. Захочетъ ли онъ удовлетворить себя вч> чемъ нибудь, заставляя до- ставлять себѣ издалека рѣдкія вещи за высокую цѣну, устраивая обширные парки, пруды, огромный зданія,— для всего этого нужно обременить народъ налогами пли работой, и зенледѣліе страдаетъ: отсюда неурожаи п голодъ. Народъ страдаетъ, ропщетъ, изнемогаетъ. Если государь нечувствите- ленъ и не думаетъ помочь бѣдствію, на него смотрятъ, какъ на тирана, родившагося нанесчастіе народовъ; опъ становится предметомъ народнаго проклятія. Чего можно бояться еще болѣе? Всякій государь, заботящійся о своей репутаціи, долженъ, слѣдовательно, уменьшить, насколько возможно, налоги, нзбѣгать всего того, что можетъ обременить народы, и стремиться устроить общее счастіе и сиокойствіе. Но онъ можетъ этого достигнутьтолько отказываніемъ себѣ во многомъ и подавленіемъ свопхъ наиболѣе естествепныхъ наклонностей, и это вещь уже довольно трудная. «Другая, еще большая трудность заключается въ выборѣ людей и употребленіи каяідаго соответ- ственно его способностямъ. Оттолкнуть людей съ талантомъ — значить лишить себя полезной помощи; знать людей за порочныхъ и не удалять пхъ — значитъ порождать напбольшія волненія. Даже люди непорочныене пмѣютъ равныхъ талантовъ, и потому ихъ нельзя употреблять безразлично для всего. «Сдѣлать лучшій выборъ между множествомъ талантовъ, сдѣлать выборъ между людьми съ та- лантами одинаковыми — это вещи трудныя и между тѣмъ необходимый для хорошаго управленія...» Даж.е императоры изъ династіп ІОанъ или мон- голы, — тѣ самые монголы, которымъ приписывается такое вредное вліяніе на нравственностьи развитіе Россіи, — выказали большую правительственнуюмуд- рость, конечно, настолько, насколько эта мудрость находила себѣ оправданіе въ китайскомъ міросозер- цаніи и въ китайской философіи. Напримѣръ, Кубилай-ханъ, внукъ Чпнгпсъ-хана, извѣстный у китайцевъ подъ именемъ Ху-пи-ли, дѣйствовалъ, какъ ловкій нолитпкъ и человѣкъ широкаго ума, понимавгаій очень хорошо, что для подчияенія себѣ китайцевъ нужно статьнаодинъсъ ними умственный уровень. Когда онъ владѣлъ только сѣверными провивціями и не имѣлъ еще титула императора, онъ увидѣлъ, что города пустѣютъ, сельскія мѣ- стности превращаются въ пустынип огромный толпы китайцевъ удаляются въ центральный провпнціи. Тогда Ху-пи-ли прпгласилъ къ себѣ трехъ китай- скпхъ фплософовъ, чтобы они научилиего мѣстнымъ обычаямъ и помогли своими совѣтамп въ управленіи. Когда три мудреца Хію-хенгъ, Яо-чу н Теу-мо явились къ правителю, онъ сказали пмъ: «Нужно, чтобы вы помогли мнѣ вразумить вашпхъ соотече- ственниковъ; они смотрятъ на насъ, какъ на мед- вѣдей и тигровъ; они боятся насъдаже тогда, когда мы думаемъ дѣлать для нихъ добро. Между тѣмъ я хочу сдѣлать ихъ счастливыми; они повѣрятъ вамъ, когда вы объясните имъ это. Васъ, Яо-чу, я дѣлаю главнымъ надзирателемъ сельскихъ ме- стностей; объѣзжайте нхъ и сдѣлайте, чтобы онѣ ! поступиликъ ихъ прежними владельцами и были обработаны; я даю вамъ полную для того власть. «Вамъ, Хію-хенгъ и Теу-мо, я ввѣряю народъ: I смотрите за его безопасностью и спокойствіемъ ремесленииковъп рабочихъ; иусть они работаютъ, j какъ работали преягде, и пользуются въ мирѣ пло- дами своего искусства и труда. Кромѣ того, я даю вамъ полауго власть возстановлять школы, гдѣ онѣ были прежде, п устроить новыя повсюду, гдѣ вы найдете это нужными, — одними словомъ,дѣлайте все, что вы признаете необходимыми для общаго блага: я одобряю заранѣе все, что вы сдѣлаете». Ху-пи-лн сдѣлалъ много полезныхъ преобразо- ваній, онъ отличался любовыо къ учеными и лите- раторамии приглашали ихъ отовсюду къ своему двору: изъ Индіи, ІІерсіи и изъ разныхъ мѣстъ Европы. Извѣстный венеціанецъ Марко-Поло быль | при немъ три года губернаторомъ одной изъ южныхъ ' провинцій Китая. Конечно, приведенные выше факты высокаго I пониманія свопхъ яравственныхъ обязанностей дѣлаютъ китай скихъ императоровъ рѣдкимъ, если не исключительными явлеиіемъ въ исторіп чело- вѣчества. Нп Римъ, ни Греція, ни новая Европа не представляютъ ничего подобнаго, потому что только одинъ Китай возвели семейное начало въ государ- ственный принципъ, Но въ семейномъ началѣ есть I и обратная сторона, изображаемая родителями | дурными. Поэтому понятно, что и въ правитель- ственной практикѣ Китая являлись случаи, когда китайская семья попадала въ родительскія руки, слишкомъ далекія отъ того идеала, какой въ на- і ставленіе китайскими императорамирисовали Кон- [ фуцій, на основаніи народнаго міровоззрѣнія. Уже съ перваго начала исторіи Китая попадаются въ немъ императоры, которыхъ не дѣлали чадолюби- выми викакія мудрыя правила п глубокомысленный изреченія. Внукъ знаменитаго Ю рѣщптельно нешелъ по пути добродѣтелп сеоихъ предковъ, а развратни- чали и грабили своихъ подданныхъ. Наконецъ, вель- можи, выведенныеизъ терпѣиія безпутствомъ импера- тора, лишили его трона я отправили въ ссылку. Этотъ императора, отличался больше легкомысліемъ, чѣмъ испорченными сердцемъ,но другіе были настоящими злодѣями и тиранами. Напримѣръ, Шеу-синъ, изъ дивастіи Шангъ, отлпчавшійся наклонностью къ разврату, взяли къ себѣ одну изъ красивѣйшпхъ дѣвицъ пмперіп,Та-кп,злую и жестокуюдо крайности. Она обнаружила огромное вліяніе на императора, и все должно было преклоняться предъ ея волей. Кто I противился ей — были или изгнаны, или казнены.Та- кя убѣдила императора,что онъ можетъ сдѣлаться полно- властными государемъ только при посредствѣ тер- рора. Чтобы достигнутьэтого, она изобрѣла особенный родънаказанія,до того времени еще непзвѣстный: она приказала сдѣлать мѣдный цилиндръ, который нака- ливали на спльномъ огнѣ, и затѣмъ несчастнаго,подвер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1