Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

находяті,, что три Хоанга такт, держались одннъ другого,, что второй не прибавила, и не нзмѣнилъ ничего изъ того, что сдѣлалъ первый? Развѣ они читали, что пять Ти были больше ничего, какъ без- плодные подражатели первыхъ?.. Наши ученые жестоко ошибаются, если они думаютъ такимъ обра- зомъ. Обманувъ еамнхъ себя, они хотятъ обмануть и насъ, когда говорятъ, что три Хоанг'а сохраняли только одну форму управленія и слѣдовали однимъ и тѣмъ же обычаямъ. «Что правда и внѣ всякаго сомнѣнія, это то, что каждый изъ ннхъ, сохраняя древніе законы, кото- рые находилъ хорошими и полезными для своего вре- мени, отмѣнялъ тѣ, которые казались ему безполез- ными, и въ этомъ случай они дѣйствовали не какъ слѣпые подражатели, а какъ просвѣщенные законо- датели, приноравливавшіеся къ потребностями, вре- мени... Чего думаютъ достигнуть эти дерзкіе лите- раторы, разрывая, какъ это они дѣлаютъ при вся- комъ случай, правительство, которому они должны удивляться и, безъ сомнѣнія, удивлялись бы, еслпбы имѣли болѣе солидный знанія? И для чего они стараются такт, хвалить древнихъ и осуждать, что дѣлаете вы? Развѣ это не для того, чтобы посе- лить недовольство въ умахъ, чтобы довести на- родъ до о.ткрытаго возстанія? Берегитесь, государь! Людей этого сорта нужно бояться больше, чѣмъ вы думаете. Я наблюдаю уже давно за ихъ поведе- ніемъ и смотрю на нихъ, какъ на величайшихъ вашихъ враговъ... Ученые составляюсь въ имперіп совсѣмъ отдѣльный классъ. Довольные сами собой и своими воображаемыми достоинствами, они смот- рятъ хорошо только на то, что соотвѣтствуетъ ихъ ндеямъ. Они яаходятъ дѣйствптедьную пользу только въ своемъ пустомъ знаніи, возвышающемъ ихъ въ ихъ собственных!, глазахъ, и которое на самомъ дѣлѣ дѣлаетъ ихъ совершенно безполезными для всего остального человѣчества... Мѣры кротости не повели съ ними ни къ чему; попробуемъ другія средства, или, вѣрнѣе, изъ всѣхъ средствъ избе- ремъ одно, единственно способное подрѣзать съ корнемъ зло, которое иначе сдѣлается скоро не- излечимыми,. Только книги внушаюсь нашими, гор- дыми, учеными, чувства, которыми они тщеславятся: лишимте ихъ книгъ. Только лишивъ ихъ навсегда пищи, питающей ихъ гордость, мы изсушПмъ источ- ники, ихъ необузданности. За исключеніемъ сочи- неній медицинскихъ, сельско - хозяйственных!, и исторических!, мемуаровъ вашей славной династіп, прикажите, государь, сжечь всю эту вредную и безнолезную дрянь, которой мы завалены, и пре- имущественно тѣ сочпненія, въ которыхъ сообщаются подробно нравы, обычаи и дѣйствія древнихъ. Не имѣя предъ глазами книгъ, нравственных!, и истори- ческих!,, которыя представляют!, ими, людей древ- ности въ гіреувелпченномъ свѣтѣ, они не будути, усиливаться стать ихъ подражателями; они не по- ставят!, нами, въ преступленіе, что мы не слѣдуеми, прпмѣру древнихъ во всеми,... Ваше величество, умъ котораго блестити, наиболѣе яркими, свѣтомъ, мудрость котораго умѣетъ все предвпдѣть, согла- сится безъ затрудненія на мѣру, требуемую обстоя- тельствами. Шу-кинги, (исторнческіе анналы) и дру- гая книги, гдѣ отыскивали правила поведенія, сдѣ- лавшіяся уже безполезными, должны быть забыты на- всегда: пусть сдѣлаютсяонн жертвою пламени!..» — «Во всеми,, что вы говорили, — отвѣчалъ Чішъ-ши- гоаягъ-тн, — нѣтъ ничего, что бы не было строго согласно съ разумоми, и съ тѣмъ, что я думали, саыъ нѣсколько разъ. Я возлагаю на васъ пспол- неніе. Пусть все дѣлается такъ, какъ вы гово- рили, и возможно скорѣе». Все такъ н сдѣлалось, какъ желали, императоръ, т. е. всѣ вредныя книги были отобраны и сожжены. Поступокъ императора возбудилъ общее негодова- ніе всѣхи, ученыхъ, и значительное число ихъ вы- сказалось совсѣми, громко протпвъ, не боясь опас- ности, которой они себя подвергали. Но дѣло не ограничилось одними сарказмамп: явился самый рѣзкій памфлетъ, распространенный въ публиісѣ во множествѣ копій. Императоръ разсердплся, и хотя автора, памфлета убѣжалъ, но Чинъ-ши-гоанги,- ти, подозрѣвавшій, что въ этомъ дѣлѣ принимали болѣе или менѣе участіе всѣ литераторы столицы или, по крайней мѣрѣ, выражены ихъ чувства, приказали, цензорами, обойти весь городи,, входить въ дома и разспрашивать жителей оби, его упра- вленіи. Всѣхъ, которые выскажутт, мнѣнія, подоб- ный тѣмъ, которыя заключались въ воззванін пли въ памфлетѣ, велѣно представлять въ судъ. Цен- зора, разумеется, исполнили- приказаніе, и въ сто- лицѣ нашлось около четырехъ сотт, шестидесяти литераторов!,, у которыхъ нашлось довольно му- жества, чтобы не скрыть своихи, мыслей. Шн-го- ангъ-ти велѣли, всѣхъ казнить, и казнь была ис- полнена си, такими, варварствомъ, что возмутила даже сына императора, Все это случилось въ 210 году до Р. X. Си, царствованіемъ Венъ-тп (оти, 194 до 188 г. до P. X.) началась эпоха литературнаго возро- жденія, уничтожени, запретительный законт, и возоб- новлены старыя книги, отчасти по сохранившимся кое-гдѣ отрывками,, а отчасти по найденными, ста- рыми, кнпгамъ. III. Чтобы понять, почему ни въ одной странѣ въ. мірѣ не было правителей такой высокой нрав- ственности, но почему въ то же время нигдѣ на- роди, не доводился до такой нищеты и принижен- ности, нужно обратить вннманіе на склади, китай- ских!, понятій, выразившихся теоретически — въ прекрасной нравственной философіи ' и практиче- ски — въ никуда негодноми, управленін. Отт, теоре- тической ошибки кптапцевъ, то есть возведенія патріархальнаго начала въ государственный прин- цип!,, явилось все то, что мѣшало до снхи, пори, благоденствію этого вообще очень снособнаго и умнаго народа. Зло, оти, котораго страдаетъ Китай теперь, тянется съ самаго начала его исторіи, то есть 4.500 лѣтъ, и никакія добродѣтелп его муд- рыхт, правителей не были въ состояніи своими личными дѣйствіями и примѣрамп исправить того,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1