Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

135 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. * 135 солнца онъ отправлялся на мѣсто, гдѣ производи- лись покупка и продажа, и осматривала, припасы съ самыми, строгими, внпманіемъ. Здѣсь, вмѣстѣ со своими подначальными, онъ назначалъ цѣны, ко- торый, по его мнѣнію, были выгодны и для про- давцовъ, и для покупателей (старинный китайскій порядокъ, не исполнявшійся, однако, добросовѣстно), и все то, что могло вредить здоровью, онъ при- казывали, уничтожать или увозить прочь. Строгими, исполненіемъ своей обязанности Конфуцій прекратили, злоупотребленія, существовавшія въ этой отрасли адмішистраціп, и всѣ монополіп и обманы исчезли. Окончили, свои служебный обязанности, молодой мандаринъ садился за чтеніе экономическихъ сочи- неній. Если же ему случалось выходить, то онъ отправлялся или за городъ, чтобы изучать земле- дѣліе, или же посѣщалъ магазины, ви, которыхъ хранились рисъ и разные сорта хлѣба. У земледѣльцевъ онъ разспрашивалъи вникали, ви, разныя подробности сельскаго хозяйства, въ магазинахъ же знакомился со способами сохраненія зерени, оти, проростанія, сырости, насѣкомыхн, и т. д. И такую практичность и хозяйственное на- правленіе Конфуцій обнаружплъ, когда еще ему не было девятнадцати лѣтъ. Серьезность молодого человѣка обратила на него вниманіе людей власти, и двадцати лѣтт, онъ были, сдѣланъ главнымъ инспекторомъ полей и стадъ съ полномочіемъ уста- новить или отмѣннть такіе обычаи и порядки, какіе онъ найдетъ необходимыми для общей выгоды. Ви, теченіе четырехъ лѣтъ, который Еонфуцій по- святили, своей новой должности, поля совсѣмъ измѣнили свой внѣиіній вндъ, стали плодородны, стада увеличились, іг земледѣльцы стали жить въ пзобиліи. Въ это время умерла у Конфуція мать, и онъ заперся у себя на три года, посвятиви, это время ученію и размышленію. Мудрость, на которой остановился Конфуцій, была чисто-практическая, традиціонная, не имѣвшая ничего общаго съ отвле- ченною мудростью Лао-цп. Въ древнихъ Конфуцій вндѣлъ своихи, предшественниковъ и авторитеты, на которыхъ онъ основывалъ свое ученіе; но своей практичности, они, устранили, все, имѣющее мистп- ческій и религіозный характеръ: онъ не занимался отвлеченностями, но изучали, природу, жизнь и практику мудрости и добродѣтелп, нисколько не разрывая съ преданіями и національностыо своего народа. Понятно, что такое ученіе должно было найти большее сочувствіе, чѣмт, теорія отвлеченнаго мірового разума Лао-ци. По окончаніи траура Конфуцій, вмѣсто того, чтобы, по обычаю, явиться къ государю или министрами, для вступленія въ должность, стали, продолжать свои ученыя занятія и принялся за изученіе древностей. Между тѣмт, слава о молодомъ мудрецѣ распространилась далеко; но Коифущй, не считая еще себя достаточно под- готовленными,, отказывался отъ предлагаемыхъ ему общественныхъ должностей и для окончательна™ своего образованія отправился путешествовать. Окончит, путешествіе, Конфуцій возвратился на родину, чтобы выбрать себѣ роди, занятій, которому хотѣлъ посвятить всю свою жизнь. Ему было тогда тридцать лѣтъ. Разврата, бѣдность, общее соціаль- ное разстройство внушили ему мысль взять на себя одну изъ труднѣйшихъ и опаснѣйшихъ миссій — призвать людей къ ихъ обязанностямъ и указать ими, пути, ведущіе къ добродѣтели. Напрасно род- ные и друзья старались отклонить его отъ этой мысли, совѣтуя избрать служебную карьеру, обѣ- щавшую почета; Конфуцій отвѣтилт, ими,: «Вы напрасностараетесь заставить меня измѣнить рѣ- шеніе, — я останусь постоянно ему.вѣренъ. Я пре- данъ безразлично всѣмъ людямъ, потому что смотрю на ннхъ, какъ на составляющихъ одну семыо, ко- торую я нризванъ устроить». Съ этнхъ порт,, не довольствуясь совѣтамн мудрости, которые онъ да- валъ прежде, Конфуцій устроилъ нѣчто вродѣ лицея или академіп, гдѣ всякій принимался съ самыми, искренними, участіемъ и съ полнымъ желаніемъ принести ему пользу. Извѣстность Конфуція была, уже такъ велика, что люди всѣхт, званій, состояній и возрастови, шли къ нему поучиться и просить совѣтовъ; даже князья или короли отдѣльныхи, не- .болынихъ государствъ, изъ которыхъ состояли, тогда Китай, искали наставленій молодого мудреца и приглашали его къ себѣ, чтобы научиться, какъ лучше управлять своими государствами. Первымъ, пригласившими, Конфуція, былъ князь Цп. Конфуцій отправился, сопровождаемый множествомъ лпцъ, сдѣлавшпхся его учениками. Какъ только онъ оста- вилъ свой городъ, къ нему присоединилась цѣлая толпа молодыхи, людей, которые, какъ они говорили,, хотѣли разрабатывать мудрость. Никого изъ нихъ Конфуцій не оттолкнулъ, убѣжденный въ томъ, что они сами скоро оставятъ его, если ими управляете другое побужденіе. Если Лао-ци свопмъ ученіемъ объ абсолютномъ разумѣ и двойственности человѣческой природы пришелъ, наконецъ, къ отрицанію общественной жизни и къ аскетизму, т. е. къ такпмъ основами,, , на которыхъ общество построено быть не монета,, то и ви, основахъ Конфуція и ви, китайской тра- диціи нѣтъ также никакой прочности и залоговъ общественна™ порядка и прогресса, потом}' что самостоятельность лица подавляется авторитетами,. При такомъ условіи развптіе общества невозможно. Между тѣмт, Конфуцій думалъ иначе. «Моя док- трина, — говорилъ онъ, — такого рода, что всѣ люди должны ей слѣдовать: это доктрина Яо и Шуна. Что лее касается моей методы ученія, то она. очень проста: я указываю на прпмѣры поведенія древннхъ, я завѣщаю читать священный книги и требую, чтобы привыкали думать о правилахъ, ко- торый въ нихъ находятся». Короче и яснѣе никто бы не опредѣлилъ ученія и методы Конфуція и той крѣпкой связи со стариной, которую они, считалъ. единственно способной создать людямъ счастье и довольство. Его ученіе можно бы опредѣлить еще выраженіемъ: «никогда слишкомъ», пли золотой серединой, п самъ Конфуцій, любившій поучать притчами или примѣрами, объяснили, свою теоріго такими, образомъ. Въ тронной залѣ княжества Чеу стояло, рядомъ съ трономъ, ведро, служившее для черпаньяводы въ колодцѣ. Конфуцій, знавшій очень.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1