Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

143 СТАТЬП ИСТОРИЧЕСКИ. 144 онсовъ серебра, или 16.900 руб. въ мѣсяцъ. Манда- рины меньшаго значенія получали по 1.000 онсовъ въ мѣсяцъ (1.900 руб.). Чѣмъ могли помочь, при такихъ неправильныхъ экономическихъ отношені- яхъ, филооофія еыновпей любви, уваясенія къ стар- шинъ и проповѣдываніе морали? Эта фнлософія морали — подчиненности обязан- ности, кромѣ общаго значенія безразлично для всѣхъ обитателей Поднебесной пмперіи, пмѣла еще и ча- стный, специальный отдѣлъ, относивіпійся исключи- тельно къ цѣлой половпнѣ кптайскаго человѣчества — къ женщпнамъ. Разработкой этой спеціальной философіи долга занялась женщина, пользующаяся ѵ китайцевъ громкою извѣсгностью, — Панъ-хои- панъ. Она написала семь главъ о главнѣйшпхъ обя- занностяхъженщннъ. «Мы, — говорить она, — занпма- емъ послѣднее мѣсго въ человѣческомъ родѣ; мы — слабая его часть; обязанности наиболѣе возвышен- ный, должно быть, и въ самомъ дѣлѣ составляютъ нашъ удѣлъ. Это истина, которой мы должны быть проникнуты, и которая должна вліять на все наше иоведеніе и стать источникомъ нашего счастія, если мы будемъ дѣйствовать послѣдовательно... Если мо- лодым дѣвушкн будугъ понимать себя такими, ка- кими онѣ есть, онѣ не возгордятся; онѣ будутъ дер- жать себя со смнреніемъ натомъ мѣстѣ, какое ука- зала имъ природа; овѣ будутъ знать, что пхъ со- стоитеесть состояніе слабости, что онѣ не могутъ сдѣлать ничего безъ посторонней помощи. Получпвъ такое убѣжденіе, онѣ исполнять точно свой долгъ и не найдутъ ничего труднаговъ томъ, чего отъ нпхъ потребуютъ. «Когда молодая дѣвушка достигнегъ извѣстнаго возраста, ее отдаютъ въ чужое семейство. Въ этомъ новомъ положеніи ей нужно исполнять новыя обя- занности,и обязанности эти заключаются не столько въ томъ, чтобы дѣлать все, чего отъ нея потре- буютъ, сколько — предупреждатьвсе, чего отъ нея требовать имѣютъ право. «Увасъродитсямальчпкъ, — говорить пословица,' — и вы видитевъ немъ волка, котораго ничто не въ состояніи испугать, хотя онъ будетъ, можетъ, не бо- лѣе, какъ жалкій червякъ, который позволить рас- топтать себя первому встрѣчному. У васъ родится дочь, и вы видиге въ ней скромную мышку, хотя это можетъ быть ужасная тигрица, распространяющая повсюду ужасъ. «Вы, накого имѣютъ право смотрѣть, какъ намы- шекъ, хотите ли не сдѣлаться никогда тигрицами? Сохраняйте постоянно скромность, которая вамъ свойственна. Когда вы перейдете изъ родительскаго дома въ домъ мужа, что бы съ вами ни случилось, въ какомъ бы положеніи вы ни находились, не укло- няйтесь никогдаотъ нсполненія двухъ добродѣтелей, которыя служить основаніемъ всѣхъ прочихъ, и ко- торый должны служить вамъ самымъ блестящпмъ украшеніемъ. Эти двѣ основныя добродѣтелн заклю- чаются въ слѣдующемъ: безграничное уваженіе къ тому, чье имя вы носите, и постоянное наблюденіе за собой. «Хотите ли, чтобы вашъ мужъ васъ уважалъ? Имѣйте къ нему безграничное уваженіе. Хотите ли, чтобы онъ васъ почтилъ своимъ уваженіемъ и что- бы онъ имѣлъ къ вамъ постоянную привязанность? Наблюдайте надъ собою постоянно,недавая ему воз- можности замѣтить ваши недостатки,и для того, чтобы исправить себя. Женщина, не обращающая внпманія наэти двѣ добродѣтели и не дѣлающая изъ нихъ основанія, на которомъдолншо опереться все ея спокойствіе, впадетъскоро въ пороки противополож- ные и будетъ самой несчастнѣйшей изъ женщинъ. «Четыре качества дѣлаютъ женщину возбуждаю- щею -любовь: добродѣтель, слово, фигура и поступки. «Добродѣтель женщины- должна быть солидная, полная, постояннаяи внѣ всякихъ подозрѣній. Слова ея должны быть всегда благородныя, нѣжныя, умѣ- ренныя. Она не должна быть молчалива, но и не должна быть болтлива. Она не должна говорить ни- чего трпвіальнаго и нпзкаго, но для этого она не должна стараться отыскивать выраженій, ни упо- треблять малоупотребигельныхъ, ни выказывать себя умной. Если она довольно сильна въ литературѣ, чтобы говорить дѣльно, онане должна дѣлать парада изъ своей учености. Вообще не любятъ, чтобы жен- щина цитировала безпрестанно исторію, священный книги, поэтовъ и литературный произведенія. Но бу- дутъ проникнуты къ ней уваженіемъ, если зная, что- она имѣетъ бодыпія познанія, услышать отъ нея только обыкновенный выралсенія, а о наукахъи ли- тературѣ очень немногои единственноизъ угожде- нія тѣмъ, которые будутъ ее объ этомъ просить. «Къ пріятноспі въ словѣ нужно присоединить пріятность фигуры. Правильный черты, нѣжный цвѣтъ, красота таліи, пропорція частей, и все то, что въ общемъ понятіи образуетъ красоту, сообщать женщинѣ, безъ сомнѣнія, пріятность; но я разумѣю подъ иріятностыо фигуры не это. Не отъ насъзави- сите быть красивыми, и я требую отъ женщины ка- чествъ, которыя она можетъ пріобрѣсть, и пріят- ности, которыя она можетъ сообщить себѣ сама, если ихъ не пмѣетъ. Женщина всегда красива въ глазахъ своего мужа, если у нея видна постоянно кротость во взглядѣ и слышна доброта въ голосѣ; если она чистоплотнаи одѣвается опрятно; еели она умѣетъ выбрать и сдѣлать хорошую прическу; если она скромнавъ разговорѣ и во всѣхъ своихъ манерахъ. «Что касается поступковъ, то она не должна дѣлать ни одного, который бы выходнлъ изъ предѣ- ловъ благопристойности, ни одного, который бы не имѣлъ прямой цѣлыо заботы о своемъ домѣ. «Когда дѣвушка переходить изъ своего родитель- скаго домавъ домъ мужа, она теряетевсе, даже имя; она не имѣетъ ничего своего: все, что она носите, что іімѣетъ, и самаона вся принадлежите тому, кого даютъ ей въ мужья. Отныиѣ только къ мужу доляшы стремиться всѣ ея намѣренія и вилы; единственно своему мужу она должна желать нравиться; живая или мертвая — -только мужу должна она отдать свое сердце. «Но священаымъ постановденіямъ нашего цере- моніала, мужчина иослѣ смерти своей жены можетъ жениться вновь; онъ имѣетъто же правойпри живой женѣ, по причинамъ, разъясненнымъ превосходно еще въ древности. Но женщинани при яшвомъ, ни при мертвомъ мужѣ, по причинамъ какимъ бы то ни было, не можетъ вступитьво второй бракъ, не нару-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1