Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

которые даютъ знать объ пхъ содержаніи народу посредствомъ афишъ. Съ этого момента постано- вление иолучаетъ обязательную си щ Законодательная власть заключается тоже въ лидѣ императора, но не безусловно. Законы соста- вляются спеціальными совѣтами, облеченными испол- нительною властью, и подъ отвѣтственностью. Эти совѣты раздѣляютъ съ императоромъ иниціативу закона, обсуждаютъ его и составляютъ проекты, но только императоръ имѣетъ право дать имъ обязательную силу. Несмотря на то, что законы составляются такимъ коллегіальнымъ порядкомъ, они обнародываются отъ имени пмператора, какъ выражающіе исключительно его волю. Еще больше ограниченъ императоръ въ отно- шеніи государственная культа, хотя она, и въ этомъ облеченъ тоже верховною властью. Императоръ обя- занъ держаться вѣроученія Конфуція и соблюдать традиціи и религіозныя установленія древности, за сохраненіемъ которыхъ наблюдаетъ совѣтъ рели- гіозныхъ деремоній. Теперешняя династія, имѣющая татарское происхожденіе, можетъ исповѣдывать свою буддистскую религію только частнымъ образомъ. Китайскій императоръ хотя по формѣ и обле- ченъ абсолютною властью, но въ действительности она не похожа на абсолютизмъ восточныхъ, азіат- скихъ деспотовъ, и внутреннее управленіе органи- зовано такъ, что личный произволъ можетъ про- являться очень рѣдко безнаказанно. Одно пзъ сдер- живающихъ вліяній изображаетъ собой сословіе ученыхъ, хотя оно и не облечено никакой поли- тической властью. Сила этого сословія въ томъ, что оно является хранителемъ авторитета древ- нихъ книгъ, авторитета, котораго власть не смѣла никогда отвергать открыто, и въ томъ, что оно опирается на интересы народа. Несмотря на огром- ное число политическихъ сочиненій, не было въ Китай прнмѣра, чтобы ученые и литераторы яви- лись хоть когда нибудь защитниками и хвалите- лями угнетенія и тиранін. Въ Китаѣ не было ни одного писателя, который бы пмѣлъ смѣлость до- казывать, что выгоды многихъ должны быть при- несены въ жертву выгодамъ немногпхъ, потому что, по основной мысли китайской философіи, власть дается небомъ или высшимъ разумомъ, слѣдовательно, можетъ дѣйствовать только въ инте- рес^ всѣхъ и для блага всѣхъ, но никогда въ интересахъ одного лица или для блага немногаго числа лицъ. Еслпбы власть вздумала дѣйство- вать иначе, то ей грозитъ весьма серьезная опас- ность, ибо, по словамъ комментатора Чу-хи, изу- чаемая во всѣхъ китайскихъ школахъ и колле- гіяхъ, въ этомъ случаѣ народъ освобождается отъ повиновенія и уваженія власти, которая можетъ быть свергнута немедленно, чтобы дать мѣсто дру- гой законной власти, дѣйствующей исключительно въ интересахъ всѣхъ. Подобный ученія, конечно, не оставались безъ вліянія, и въ этомъ причина постоянныхъ внутренних!, безпокойствъ въ Китаѣ, народныхъ волненій и безпримѣрно частой пере- мѣны династій. Въ теченіе 4.000 лѣтъ въ Китай перемѣнились 22 династіп. ІІослѣ императора — первая лица въ государ- ствѣ, священной особы — слѣдуютъ привпллегиро- ванные классы. Первый классъ составляютъ члены императорской фамиліи, чрезвычайно многочислен- ной, находящіеся въ зависимости отъ особая совѣта, называемая министерствомъ императорскаго дома. Ёромѣ этнхъ прнвплегпрованныхъ лидъ, есть еще семь не наслѣдственныхъ прнвиллегнрован- ныхъ классовъ, которыхъ законъ ставить внѣ об- щаго уровня гражданъ. Сюда принадлежите прп- впллегія продолжительной службы въ высокой об- щественной должности. Классъ этотъ образуется изъ старыхъ вѣрныхъ слугъ короны или импера- торской фамиліи, получившпхъ за свои заслуги почетный отличія. Люди, отличившіеся великими дѣлами, почетными или полезными для страны, напримѣръ: кто совершилъ блистательное дѣло, отрубивъ голову непріятельскому генералу или от- нявъ отъ него его знамя, или преслѣдуя его на значительное разстояніе; кто водворилъ въ странѣ спокойствіе, заставивъ народъ подчиниться суще- ствующему порядку, — всѣ такіе блистательные по- двиги гравируются на мраморной доскѣ, чтобы со- хранить память о нихъ для будущихъ поколѣній; люди, отлпчпвшіеся необыкновенною мудростью, ока- завшею обществу пользу, сюда принадлежать тѣ, кто владѣетъ большими добродѣтелямн, оказав- шими практическую пользу, или кто своими совй- тами или дѣйствіями внушалъ правительству луч- шее направленіе; люди, выказавшіе болынія спо- собности въ военномъ или гражданскомъ упра- вленіи, напрнмѣръ, главнокомандующіе арміями или государственные люди, сдѣлавпііеся министрами; люди, обнаружившіе необычайно неутомимую дѣя- тельность въ исполненіп свопхъ общественныхъ обязанностей; люди, имѣющіе высшіе чины; нако- нец!., дѣти отца, отличавшаяся высокою мудростью или оказавшая отечеству важную услугу. Эти семь классовъ, въ соедпненіи съ первымъ, обра- зуют!, то, что китайцы называютъ па-и, т. е. во- семь привилегій. Прпвилегіи этнхъ лицъ заключаются преиму- щественно въ томъ, что они за своп проступки нли преступленія подвергаются наказаніямъ на иныхъ условіяхъ: они подлежатъ юрисдпкціи обык- новенныхъ судовъ только по спеціальному пове- лѣнію императора. Члены императорской фамилін имѣютъ титулы, соотвѣтствующіе европейскнмъ вице-королю, принцу, князю, графу, великому маршалу, маршалу, гене- ралу. Титулы этп, раздаваемые императором!,, не даютъ, однако, никакихъ прнвплегій, кромѣ тйхъ, которыми пользуются лица, владѣющія ими по свопмъ служебным!, должностямъ. Сыновья импера- тора получаютъ его титула, только по достиженіп пятнадцати лѣтъ, т. е. тогда, когда они уже въ состояніи понимать п человйческое достоинство, и свои обязанности. Привилегія императорской крови существуетъ только до тѣхъ поръ, пока она оправдывается дѣйствительными заслугами, въ противномъ же слу- чай пли въ случай вины членъ императорской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1