Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

15В Ц И В И Л И 3 А Ц I Я КИТАЯ. 154 знаній можетъ давать право на общественную службу. Въ Китаѣ только три ученый степени:- док- тора, баккалавра и кандидата, — все это у китай- цевъ называется, разумѣется, по своему и довольно курьезно: напрпмѣръ, баккалавръ, или, по китайски, кью-жинъ, значить человѣкъ рекомендуемый — даетъ человѣку право занимать государственный должно- сти, и какь нигдѣ ВТ) мірѣ нѣте, такъ много уче- ныхъ людей, какь вь Кнтаѣ, то понятно, что мно- гіе изъ нпхъ должны оставаться безъ мѣсть. Такъ, напримѣръ, въ 1821 году въ Китаѣ было 5-000 тзинчь-се или докторовъ и 27.000 кыо-жинъ пли баккалавровъ безъ долясностей. Кромѣ гражданскнхъ мандариновъ, существуют!, въ Кіггаѣ еще мандарины военные, которыхъ тоже 9 степеней или 18 классовъ. Утвержденіе въ зва- ніи мандарина дѣлается самимъ императоромъ только въ извѣстные сроки и при соблюдены извѣ- стныхъ формальностей, на который китайцы осо- бенно изобрѣтательны, въ чемъ они, конечно, и правы. Китайскимъ мудрецамъ хотѣлось водворить у себя высокую нравственность и райское счастье, и для этого они дали китайцамъ въ назиданіе и для руководительства превосходный правила; но какъ, несмотря на превосходство этой теоретической мудрости, практика жизни общественной и государ- ственной была совсѣмъ иного сорта, то, за не- пмѣніемъ дѣиствительно хорошихъ гражданскихъ отношеній, былъ введенъ одинъ пустой внѣшній формализмъ, выражающійся въ безчисленномъ мно- жествѣ церемоній, на которыхъ китайскіе прави- тели п мудрецы успокоились. Такимъ образомъ мудрые афоризмы осуществились только въ однпхъ церемоніяхъ и обрядахъ, потому что философія Конфуція, на которой построено все зданіе китай- ской семейно-государственной жизни, при всей ка- жущейся практичности ея автора, заключаете въ себѣ самыя неосуществ имыя стремленія. Она тре- бовала отъ людей высшей нравственности и выс- шаго разума и въ то же время навязывала такія формы общежитія, при которыхъ могли развиться только ложь и всякая общественная и частная неправда. При выборѣ и назначеніи мандариновъ является та же двойственность. Въ правплахъ о порядкѣ представленья на званіе мандарина сказано: «Че- ловѣкъ, полный добродѣтели и способностей, будете ля онъ вашпмъ врагомъ, долженъ быть предста-' вденъ и избранъ; человѣкъ лье порочный, пусть онъ будете даже вашпмъ другомъ, долженъ быть устраленъ». Это превосходное правило, какъ и многое превосходное, конечно, не выполняется и въ Китаѣ; несйраведливость очень часто берета перевѣсъ надъ справедливостью. Впрочемъ, не- смотря на это, какъ было уже сказано, въ Европѣ чрезвычайно рѣдки случаи возвышенія людей изъ народа до высшихъ государственных!) долясностей, тогда какъ въ Ентаѣ это вещь довольно обыкно- венная. Такъ какъ въ Китаѣ всѣ учрежденія развиты пзъ одного основного начала семейныхъ отношеній п семейныхъ добродѣтелей, то тотт. же принцнпъ проведенъ строго и въ служебныхъ обязанностяхъ мандариновъ. Гуманность китайских!, установленій можетъ служить въ этомъ отношеніп образцом!, для Европы, которая на своихъ служебныхъ лнцъ смот- рите или какъ на бездушныя машины, или какъ на рабовъ. Въ Китаѣ, въ мѣстностяхъ, гдѣ воздухъ нездоровъ, срокъ службы мандариновъ короче, чѣмъ въ мѣетностяхъ здоровыхъ. Тѣмъ изъ чпновннковъ, кому минуло шестьдесят!, лѣтъ, даютъ должность бли.зъ его родины; тѣмъ, кто долженъ былъ пре- рвать службу по случаю болѣзнн, траура, плп кто отправился к!, свопмъ престарѣлымт, родителям!,, чтобы успокоить пхъ старость, даютъ прп опредѣ- ленін на службу преимущество передъ другими чиновниками. Въ случаѣ смерти отца, матери, дѣда со стороны отца и со стороны матери долнсенъ быть соблюдаем!, въ строгости законъ о трехлѣтнемт, траурѣ. Скрыть смерть кого нибудь пзъ родныхъ считается преступленіемъ. Если родителям!, минуло 70 лѣтъ, то мандарпнт, молсетъ оставить свою должность, чтобы отправиться служить родителям!,, и правительство не можетъ отказать ему въ этой просьбѣ. Отецъ, сынъ, брата, дядя и внукъ не могутъ служить вмѣстѣ ВЪ ОДНОМ!, присутственном!, мѣстѣ. Вт, провннціп это правило имѣетъ силу для четырехъ степеней родства. Кромѣ политической причины, играете здѣсь важную роль и семейная любовь. Прпличіе не позволяете, чтобы сынъ, пле- мяннпкъ и т. д. нротпворѣчпли отцу, дядѣ и проч. или сидѣли бы въ ихъ присутствіи, будь они даже въ однпхъ съ ними чинахъ. Для слуясебной аттестацін мандарпновъ учреждена въ Кптаѣ особенная палата, которая ведете точные списки всѣхъ служебныхъ упущеній каждаго ман- дарина и всѣхъ ихъ слулгебныхъ заслугъ. Каждые три года дѣлается въ Пекинѣ и въ провпнціяхъ строгая оцѣнка каждаго чиновника на основанін этихъ данныхъ. Наказанія, налагаемый на основа- ніи этой оцѣнки, дѣлятся на три главный категоріи. Взысканіе денежное, — оно пропорціонально винѣ и заключается въ лишеніи ясалованья за одинъ мѣ- сяцъ, за два, за три, за шесть, за годъ, за два и т. д. Конечно, это наказаніе ведете, къ тому, что мандарпнъ постарается вознаградить себя на счете, свопхт, кліентовъ. Вторая категорія наказанія — разжалованіе въ нижній чинъ. Здѣсь существуют!, три степени наказанія для тѣхъ, кто сохраняете свое мандарннство, и пять для тѣхъ, кто его не сохраняете. Третья категорія заключается въ совер- шенном!, лпшеніи ранга, съ удаленіемъ или безъ удаленія отъ должности. Кто былъ пониясенъ въ чинѣ, оставшись при доллшости, можетъ получить его черезъ три года, если только не сдѣлалъ новой вины; кто же лишился мандарпнства совсѣмъ, мо- яіетъ получить его чрезъ четыре года, при условін безукоризненнаго поведенія. Вт, награжденіи мандариновъ за заслуги суще- ствуете, тоже нѣсколько степеней: почетный отзывъ, повышеніе въ чинѣ — на одинъ, на два, на три — и соединеніе этихъ двухъ наградъ, нмѣющее двѣнад- цать различныхъ комбпнацій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1