Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

155 СТАТЬИ ИСТОГИЧЕСКІЯ. 156 Испытаніе чиновника или его оцѣнку произво- дить вт. столицѣ совѣтъ, состоящій изъ высшпхъ сановниковъ государства. Съ одной стороны, засѣ- даніе составляютъ президенты и вице-президенты министерства, имиераторскіе цензора и вице-цен- зора; съ другой,— губернаторъ и намѣстникъ губер- натора, образующіе нѣчто вродѣ ассизнаго суда. Членъ отъ министерства внутренних!, дѣлъ изла- гаетъ обвиненіе; въ немъ онъ объясняешь подробно, кромѣ вины, генеалогію и всю жизнь обвпняемаго. Когда дѣло изложено такимъ образомъ во всей своей подробности, ожидаютъ, когда императору угодно будетъ судить. Тогда обличенный чиновникъ вводится въ засѣданіе совѣта, гдѣ и защищаешь себя лично, словесно или письменно, и противъ чего обвиняющее министерство можетъ возражать. Подобный же порядокъ существует!, и въ провпнціи. Кромѣ этой оцѣнки дѣятельности мандаринов!., имѣющей исключительною цѣлыо заставить ихъ исполнять свой долгъ, какъ слѣдуетъ, существует!, въ Китаѣ еще другое учрежденіе, которое хотя нмѣетт. и болѣе широкое назначеніе, но въ числѣ своихъ обязанностей должно наблюдать также и за служебною нравственностью чиновнпковъ. Это — судъ или палата цензоровъ, учрежденіе, напоминающее цензоров!, древняго Рима. Китайскій трибунал!, цензоровъ обязанъ провѣрять, наблюдать и испра- влять нравы и смотрѣть за поведеніемъ всѣхт, чнновъ имперін, какъ бы ни было высоко ихъ поло- женіе. Если цензора замѣтили въ поведеніп чинов- ника недостаток!, честности и благородства, то, собравшись вмѣстѣ и обсудивъ поступки цензируе- маго лица, они произносят!, свое рѣшеніе и дѣлаютъ чиновнику напошшаніе, представляя ему его ошибки. По китайскимъ понятіямъ, такое напомпнаніе дѣлаетъ лѣнивыхъ прилежными, безчестныхъ — честными, а правительство — прочнымъ и уважаемым!,. Цензора составляютъ чрезвычайно почетное учре- жденіе, такъ что при торжественныхъ жертвопри- ношеніяхъ, при больших!, придворных!, собраніяхъ и празднествахъ они сидятъ сбоку императора. Цензорски! трибунал!, устроенъ такъ, что онъ обнимаетъ всѣ вѣтви общественной службы; онъ подраздѣляется на столько отдѣленій, сколько суще- ствует!, министерствъ, и каждое отдѣленіе должно наблюдать за всѣмъ персоналом!, одного изъ мини- стерств!,. Кромѣ того, въ Пекинѣ находятся пять отдѣленій, по числу пяти кварталов!, города. Цензора находятся въ постоянномъ сношеніп съ частнымъ совѣтомъ и получаютъ отъ него доку- менты, которые со' своей цензурой отсылают!, въ надлежащую губернію. Въ концѣ года составляется цензорами общее извлечете съ указаніемъ резуль- татов!,. Замѣчанія цензоровъ не подлежат!, возра- женію: право цензуры есть право верховное, даже въ отношеніи императора; цензора только не могутъ назначать наказанія, потому что это — право суда. Цензурный трибуналъ простпраетъ свою дѣятель- ность на всю имперію, п когда является необходи- мость, главные члены трибунала отправляются въ провинцію, наводя страхъ на публику и на чинов- ничество. И дѣйствнтельно, подобное учрежденіе, несмотря на всю благодѣтельность его основной мысли, само по себѣ учрежденіе безнравственное, имѣющее таинственный, инквизпторскій характер!,, пріучающее народъ къ наушничеству и доносамъ. Въ Китаѣ, гдѣ нѣтъ гласности, гдѣ общественному мнѣнію нѣтт, возмояшостп обнаружиться, учрежденіе цензоровъ было единственнымъ средством!,, которое давало возможность узнавать о неправдѣ и зло- употребленіяхъ властей и о безнравственности ча- стяыхъ лицъ. Кромѣ того учрежденіе это соотвѣт- ствовало вполнѣ основному принципу китайской общественной жизни — принципу семейственности, руководительству дѣтей отцами, младшихъ старшими. По этому принципу родительское око доляшо быть повсюду, вездѣ доляшо быть указаніе, а иначе неразумное дитя или 460.000.000 китайскаго на- селенія не сумѣютъ управиться съ собой и надѣ- лаютъ глупостей. Такъ разсуждалъ мудрый, добро- дѣтельный и практическій Конфуцій, и китайцы послушали его. Но Лао-ци, истинный пророкт, мудрости, сказалъ другое, но его не послушали. Онъ сказалъ: «Если правительство доводить духъ недовѣрчивостп и наблюденія до крайности, то народъ будетъ жнть въ бѣдности и вѣчной тревогѣ». Пекинская полиція находится въ зависимости отт, цензорскато трибунала и обязана доносить ему о всѣхъ обстоятельствахъ и событіяхъ, оскорбляю- щихъ закона, и чистоту нравовъ. Для того, чтобы народъ укрѣплялся болѣе въ добродѣтелп, поли- цейскіе чиновники, расхаживая по всѣмъ улицамъ, выкрикивают!, громкимъ голосомъ каждый день при наступленіи ночи: «Повинуйтесь вашпмъ отцамъ и матерямъ, уважайте старцевъ и вашихъ начальнп- ковъ, живите въ мпрѣ въ своихъ семействах!,, | наставляйте своихъ дѣтей, не дѣлайте несправед- ливости». Конечно, такое напоминаніе имѣло бы нѣкоторый смыслъ, еслибы его производили Кон- фуцій, Лао-ци или добродѣтельный Шунъ-Яо, но не пекинская полиція. Всѣмъ этимъ не кончаются еще заботы китай- скаго правительства о своихъ чиновниках!,. Китай- ский закона, говорить: «Всѣ должностныя лица и чиновники правительства должны изучить законы, чтобы пріобрѣсти вт, нихъ совершенное знаніе, быть способными объяснить вполнѣ ихъ основаніе и дѣй- ствіе и наблюсти, и обезпечить ихъ исполненіе. Въ концѣ каждаго года должностныя лица и чиновники правительства подвергаются своимъ начальствомъ экзамену въ законовѣдѣніи, и если начальство найдетъ, что они не въ состояніи объяснить свой- ство и сущность закона и всѣхъ его примѣненій, то подвергаются денежному штрафу, равному мѣсяч- ному содержанію, если занимают!, высшія мѣста, или получаютъ сорокъ ударовъ бамбуковыми пал- ками, если занпмаютъ мѣста низшія». Знать законы повелѣвается и всѣмъ рабочпмъ, ремесленникам!,, мастеровымъ, чтобы не явиться ихъ нарушителями. Китайскія юрпднческія учрежденія обставлены такими гарантіями, обезпечпвающими правдивый судъ, особенно въ дѣЛахъ, который влекутъ за собой смертную казнь, что европейская публика очень ошибается, сравнивая Китай съ Турціей или Пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1