Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

157 ЦИВИЛИЗАЦІЯ КИТАЯ. 158 сіей. Во всѣхъ случаях®, влекущихъ смертный при- говоръ, члены министерства юстиціи вмѣстѣ съ чле- нами двухъ других® уголовныхъ судовъ собираются въ одно общее засѣданіе и образуют® высшій уго- ловный судъ. Эти два суда, составляющіе общее засѣданіё съ членами министерства іостиціи, есть судъ императорскихъ цензоров® и судъ кассаціон- ный; въ соединеніи они образуютъ, какъ называ- ют!. китайцы, судъ трехъ властей правосудія. Со- единенный судъ изслѣдуетъ дѣло еще разъ въ при- сутствіи обвиняемаго и обвинителей и очень часто уничтожаетъ прежнее рѣшеніе. Еще болѣе: для главнаго осенняго засѣданія по уголовным!, дѣламъ, когда провѣряются окончательно смертные при- говоры провинціальныхъ судовъ, трибуналъ соста- вляется изъ одного члена отъ министерства юсти- ціи и еще восьми членовъ, по одному отъ всѣхъ прочихъ министерствъ и отъ палаты или суда цензо- ровъ, суда кассаціоняаго и отъ палаты докладчп- ковъ частнаго совѣта. Всѣ эти члены обсуживают® рѣшенія провинціальныхъ судовъ, сдѣланныя въ теченіе года, и провѣряютъ правильность ихъ при- говоровъ и соотвѣтственность назначенных® нака- заній. Ни одпнъ смертный нриговоръ не можетъ быть нсполненъ безъ провѣрки его этимъ верховнымъ судомъ. Можетъ быть, все это сложно и мучительно для обвиняемых!,; но тѣмъ не менѣе нельзя сказать, чтобы китайскій уголовный судъ съ опреметчпво- стыо налагалъ смертную казнь или хотѣлъ бы играть человѣческой жизнью. Европа, несмотря на всю выработку юридической теоріи, не дошла еще до того, чтобы съ такой осторожностью и со строгой нровѣркой подписывать свои смертные приговоры. Китайскіе уголовные законы во всѣ времена отличались большой строгостью. Въ этомт. отноше- ніи прославилась динасгія Чинъ, та самая, которая сожгла всѣ китайскія книги. Разумѣется, ее пону- дило къ этому сопротивленіе, какое она встрѣчала въ народонаселеніи присоединенных!, областей, п жестокостью наказаній она хотѣла сломить духъ неповнновенія. Династія Чинъ руководствовалась въ этомъ случаѣ теоріей индѣйскаго законодателя Ману, изложенной въ его книгѣ законов!, о значеніи госу- даря и наказанія. «Государь, — говорит!, Ману, — есть огонь, вѣтеръ, солнце, геній, возсѣдающій на лунѣ, король правосудія, богъ богатствъ, водъ и владыка неба. Чтобы помочь государю въ иснол- неніи его обязанностей, всевышнін повелитель всей твари создалъ наказаніе, покровителя всего суще- ствующаго, само правосудіе, родившееся отъ самого себя и, слѣдовательно, имѣющее боясественную сущность. Только боянзь наказанія позволяетъ всѣмъ существам!,, движущимся и неподвижным!,, пользоваться тѣмъ, что имъ свойственно, и мѣшаетъ людямъ уклоняться отъ своихъ обязанностей. Нака- занів есть государь, полный энергіи, это способный администратор!,, это мудрецъ, составитель закона. Наказать управляет!, человѣчес-кпмъ родомъ; на- казать ему покровительствует!,; наказать бодр- ствуетъ, когда все покоится; наказать есть право- судіе, — говорятъ мудрецы. Сдѣланное съ осмотри- тельностью и кстати, оно дѣлаетъ народъ спокой- ным!, и даетъ ему миръ; но дѣлаемое не еоотвѣт- ственно, оно его губитъ. Если государь не будетъ наказывать безъ замедленія тѣхъ, кто должен® быть наказанъ, болѣе сильные изжарят® слабыхъ, какъ рыбу на рѣшеткѣ. Ворона клюетъ рисъ, собака локаетъ молоко, и не будетъ больше права соб- ственности: человѣкъ положенія низкато займет® мѣсто человѣка, находящагося въ высокомъ поло- женіи. Наказать управляетъ всѣмъ человѣческимъ родомъ, потому что человѣкъ по прпродѣ правди- вый и добродетельный встрѣ, чается съ трудомъ; только изъ боязни наказанія міръ наслаждается благомъ, которое ему дано. Всѣ классы развратятся, всѣ преграды будутъ ниспровергнуты, и міръ пре- вратится въ хаосъ, если наказаніе перестанетъ выполнять свой долгъ. Но какъ наказаніе есть самая могущественная энергія, то его трудно под- держать тѣмъ, чья душа не укрѣплена глубоким!, изученіемъ законовъ; оно уяпчтожитъ со всѣмъ потомством!, государя, который уклонится отъ своего долга! у Вотт, принципы, изъ которыхъ развилась уголовная теорія китайцевъ. Частныя смягченія наказаній, дѣлаемыя отдѣльными дпнастіямп, сняли съ кптайскаго правосудія его прежній кровавый характер!,; но основной нринципъ, высказанный Ману, остался неприкосновенными, и наказаніе, по мнѣнію китайцевъ, остается попрежнему силой , управляющей человѣчествомъ. Китайцы дѣлалп много опытовъ въ перемѣнѣ рода наказаній, и всѣ эти опыты не привели ровно ни къ чему, потому что наказаніями хотѣли пзмѣ- нить то, что зависит!, совсѣмъ отъ другихъ причииъ. Въ настоящее время существуютъ въ Китаѣ пять родовт. наказаній, установленных!, еще династіею Тангъ (581 — 905): наказаніе кнутомъ или малень- кими бамбуковыми палочками, наказаніе палками, ссылка временная, ссылка вѣчная и смертная казнь. Первое наказаніе дѣлается бамбуковым!, хлыстомъ или розгой п пмѣетъ пять степеней — 4, 5, 10, 15 и 20 ударовъ; второе наказаніе дѣлается толстыми бамбуковыми палками и имѣетъ пять степеней — 20, 25, 30, 35 и 40 ударовъ; третье наказаніе есть ссылка изъ мѣста родины не далѣе какъ за 200 верстъ; это наказаніе пмѣетъ тоже пять сте- пеней: — на 1, 17 2 , 2, 2Ѵ 2 п на 3 года и сопро- вождается всегда такими числомъ ударовъ бамбу- ковыми палкамн, какое установлено для соотвѣт- ственныхъ степеней предыдущаго наказанія. Четвер- тая степень — 100 ударовъ бамбуковыми палками и ссылка на разстояніе отъ 800 до 1.200 верстъ. Пятая степеньили смертная казнь имѣетъ два вида — задушеніе и обезглавленіе. Кромѣ того, существует!, еще тюремное заключеніе, канга и пр., налагаемый за малыя преступления и проступки. Уголовный законъ прнзнаетъ десять главных!, преступленій, которыя они наказывает® съ особен- ною строгостью. Возмущеніе или, вѣрнѣе, нарушеніе законовъ, гарантирующих® общественную безопас- ность и пронзведенія земли. Разбой, состоящій въ покушеніи разрушать храмы, гробницы, дворцы имиераторскіе. Побѣгъ или оставленіе своей родной страны для земли иностранной. Отцеубійство. Убій-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1