Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

159 СТАТЬИ ПСТОРИЧЕСЕІЯ. 160 ство семейства или ыногнхъ лицъ одного семейства. Святотатство. Отсутствіе сыновней любви. Раздоръ въ семействѣ. Неповиновеніе, доходящее до убій- ства. Кровосмѣшеніе. Эти пресгупленія наказы- ваются смертью. И въ уголовныхъ законахъ высту- паетъ во всей своей послѣдовательности китайскій прннципъ семейственности. 'Если, — говоритъ за- конъ, — виноватый, приговоренный къ смертной казни, имѣетъ немощныхъ родителей, старѣе семи- десяти лѣтъ, и которые не имѣютъ ни дѣтей, ни внуковъ старше шестнадцати лѣтъ, кромѣ осуж- денного, то онъ можетъ получить разрѣшеніе остаться при ннхъ для ухода за ними >■ . Всѣ наказанія въ Ентаѣ могутъ быть замѣнены денежнымъ взносомъ по слѣдуящей таксѣ: Смертная казнь: для мандарина выше 4-го класса 24.000 Р- сер. » мандарина 4-го » 10.000 » » » » 5 или 6 » 8.000 » » » » 7 и ниже » » » и для доктора 5.000 » » » баккалавра 4.000 » » » частнаго лица 2.000 » Вѣчная ссылка: для мандарина выше 4-го класса 14.400 Р- сер. » » 4-го » 6.000 > » » » 5 и 6 » 4.800 >' л >•> манд. 7 и нииіе кл. и докт. 3.000 » » » баккалавра 2.400 » » » частнаго лица 1.440 » » Изгнаніе временное или наказаніе бамбуковыми палками: для мандарина выше 4-го класса 9.600 р. сер. » » 4-го » 4.000 » » » >> 5 и 6 класса 3.200 » » » у 7 клас. и ниже 3.000 » » » баккалавра 1.600 » » » частнаго лица 960 » » Несмотря на эту органнзацію, повидимому, строй- ную и дѣтолюбивую, нравосудіе китайское отли- чается въ порядочной степени турецкими, характе- ромъ и имѣетъ только одну несомнѣнную выгоду: оакъ какъ въ Кптаѣ нѣтъ адвокатовъ и стряпчихъ, и въ судахъ низшихъ инстанцій прпговоръ дѣлается нднпмъ судьей, то правосудіе это довольно дешево, то въ то же время щедро на палочные удары. Слѣдствіе дѣлается письменное, и въ судахъ первой пнстанціи засѣдаютъ въ качествѣ судьи зачастую мѣсгные административные чиновники, пзображаю- щіе собой государственное правосудіе. Вообще, Ки- тай еще не додумался до раздѣленія властей судеб- ной, законодательной и исполнительной, и админи- стративные чиновники чинятъ въ немъ судъ и рас- праву, какъ и вездѣ на Востокѣ. Только смертные приговоры обставлены въ Китаѣ настолько хорошо, что гарантируютъ обвнненнаго протпвъ произвола, несправедливости и поспѣшности, и поэтому казнь въ Китаѣ гораздо рѣже, чѣмъ въ Европѣ. Напрн- мѣръ, въ 1817 году во всемъ Кптаѣ было только 935 смертныхъ прпговоровъ, въ 1826 только 591, въ 1828 — 789, въ 1829 г. — 579, между тѣмъ во Франціп за то же время казнилось ежегодно 110 человѣкъ, и по отношенію къ народонаееленію это число было вдвое больше, чѣмъ въ Кнтаѣ. Примѣромъ высоты, до которой доходнтъ китай- ское правосудіе, — не то правосудіе, которое изре- каетъ палочные удары устами адмннпстратнвныхъ мелкпхъ чиновниковъ, а правосудіе верховное, исхо- дящее отъ сына неба, — можетъ служить слѣдующій нсторнческій фактъ, интересный, кромѣ того, еще и тѣмъ, что даетъ читателю возможность познакомиться съ одною изъ сторонъ частной китайской жизни. Сынъ Кіа-кинга, царствовавшій въ первой чет- верти нынѣшняго столѣтія и при восшествін на пре- столъ получпвшій названіе Тао-куангъ, или блескъ разума, отличался строгою справедливостью. У него законъ былъ одпнаковъ для всѣхъ: онъ никогда не употребляли, своего императорскаго права, чтобы по- слабленіемъ и милостью силънымъ и приближеннымъ оскорбить принципы китайскнхъ юридическихъ по- нятій и сдѣлать несправедливость слабому' и угне- тенному. Для Тао-куанга всѣ его подданные были равны, и онъ не дѣлалъ никакихъ псключеній даже для своихъ лучшнхъ любимцевъ п людей нмпера- торскаго происхожденія. Извѣстно, что китайцы имѣютъ страсть къ золоту, хорошо, впрочемъ, знакомую и европейцамъ. Кромѣ любви къ богатству, китайцы отличаются болышімъ тщеславіемъ, любятъ похвалу и набрасываются на роскошь. Оттого въ Китаѣ очень обыкновенны случаи, что тщеславный мандаринъ, занимавшій значительное мѣсто и пользовавшийся болыпимъ состояніемъ, истративъ его на пустяки и на удо- влетвореніе суетному чувству, дѣлается, наконецъ, носилыцпкомъ. Какъ всѣ горячіе люди, китайцы любятъ игру и къ довершенію всего отличаются мстительностью. Если китаецъ проиграетъ процессъ, то лучшими, средствомъ отомстить своему врагу онъ счптаетъ повѣспться на дверяхъ дома своего про- тивника или въ его саду или полѣ, чтобы вызвать на него проклятіе небесныхъ силъ и неудовольствіе согражданъ. Человѣкъ, бывшій причиной подобнаго самоубійства, въ теченіе долгихъ лѣтъ служитъ предметомъ народиаго презрѣнія и отвращенія, и на него смотрятъ, какъ на преслѣдуемаго небомъ. При китайской горячности и страсти къ золоту, азартная игра въ Китаѣ очень распространена и ведетъ иногда къ кровавымъ ссорами, и убійствамъ. Въ 1827 году при дворѣ императора жилъ моло- дой князь, пользовавшійся извѣстностыо за благо- родство чувствъ, возвышенность ума и превосходное образованіе. Онъ былъ племянникомъ императора и пользовался его особенными, расположеніемъ. Только они, одинъ имѣлъ право войти на священный путь, — величайшая почесть, которой только можно достиг- нуть въ Китаѣ. Священный путь есть дорога, веду- щая изъ Пекина въ домъ императора. Она вырыта въ землѣ и имѣетъ около 40 верстъ. Во всю ея длину положены рельсы, на которыхъ стояти, колеса императорской кареты, запряженной въодну лошадь Лица, составляющія свиту императора, идутъ по обѣимъ сторонамъ дороги, но никто изъ нихъ не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1