Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

16В СТАТЬП ИСТОРИЧЕСКІЯ. 164 Китаѣ смертная казнь исполняется по всей странѣ въ одпнъ день, назначаемый особымъ повелѣніемъ императора. Въ этотъ день всѣ дѣл а останавливаются , и народъ стремится толпами въ города на казнь, какъ бы на празднество. Если императоръ желаетъ почтить мандарина пли значительное лицо, обви- ненноевъ преступленіи, не доказывающемъ визость души, онъ ириказываетъ, чтобы казнь происходила въ отдѣльный день; но для членовъ императорской фамиліи такія исключенія никогда не дѣлаются. Въ первый день седьмой луны, пли 1-го іюля 1827 года, князь Шангъ-кангъ былъ отведенъ въ садъ, усаженпый пахучими деревьями и кипарисами, среди которыхъ возвышались, въ разныхъ мѣстахъ, надгробные памятники. На одномъ изъ нихъ, ле- жавшемъ на могилѣ его отца, уважаемаго Кангъ-цу, Шангъ-кангъ сталъ на колѣни. Вокругъ него раз- мѣстплпсь мандарины двора и члены императорской фампліп, получпвшіе приказаніе прпсутствовать при этой печальной церемоніи. Впереди ихъ располо- жились бонзы, начавшіе пѣть молитвы, чтобы упро- сить духовъ не увлекать душу того, кто долженъ былъ умереть, на дно кровавой рѣки, которую пе- реходятъ преступники, оставляющіе землю. По мнѣ- нію бонзъ, если душа достанетъ до дна этой рѣкп, очень глубокой, то она остается тамъ навсегда; но если, напротпвъ, ей удается остаться на ея поверхноститри года, то она получаетъ прощеніе. Кончивъ своп молитвы, бонзы начали бить въ ладоши и кричать, что наступило время плакать за того, кто долженъ умереть. Въ то же мгновеніе всѣ присутствующіе разрази- лись рыданіями. Нѣсколько мннутъ спустя, началь- никъ бонзъ приблизился и объявилъ, что время, на- значенноедля плача, прошло, и въ тоже мгновеніе рыданія прекратились. Тогда председатель трибу- нала наказаній началъ читать приговоръ уголовнаго суда и сентенцію императора, утверждавшую при- говоръ; потомъ онъ провозгласилъ, что наступила минута смерти. Осужденному подали длинную шел- ковую веревку, и онъ обвернулъ ее вокругъ шеи. Послѣ этого подошли палачи и взяли веревку за концы. На каждомъ концѣ стало по иятп человѣкъ, готовыхъ затянуть петлю по первому сигналу. На- конецъ раздался звукъ тамъ-тама,и палача потя- нули въ разныя стороны концы веревки. Шангъ- кангъ вскрикнулъ и пспустилъ послѣдній вздохъ. Какъ говорятъ, смерть князя глубоко огорчила императора; въ звакъ траура онъ отпустплъ на шесть мѣсяцевъ волосы и бороду. Въ маѣ 1845 года нѣсколько князей император- ской фампліп были приговорены къ задушенію за то, что, ослушавшись повелѣнія императора,ку- рили опіумъ. Въ то же премя были приговорены кь той же казни одпнъ князь императорской крови за убійство своей жены, а другой за убійсгво сво- его портного. Множество обращеніп было сдѣлано къ императоруо помплованіи внновныхъ, и какъ раз- личные суды, вслѣдствіе особенныхъобстоятельствъ, ревизовали эти дѣла три раза, прежде чѣмъ они поступили на окончательный приговоръ императора, то онъ не призывалъ къ себѣ обвпняемыхъ и, когда ему были доложены процессы во всей ихъ подроб- ности, положплъ такую резолюцію: «Пусть дѣй- ствуютъ согласно указамъ и постановленіямъ», и казнь была совершена. УІ. Все, что говорилось до сихъ поръ, показываетъ, что Китай есть страна вполнѣ цивилизованная, и если спросить любого китайская мандарина объ ихъ внутреннемъ государственномъ порядкѣ, то онъ съ гордостью перечислить разнообразный ча- сти административной машины, устроевной для блага народа, и объяснить, какой цѣлп и какой нуждѣ должно удовлетворять каждое колесо и каждый впнтъ этого дѣйствительно хитро прпдуманнагоме- ханизма. Если посмотрѣть на обычаи и условія общежитія образованная Китая, то убѣжденіе въ его цивилизаціи становится еще несомнѣннѣе; въ немъ сложился, въ дѣлѣ свѣтскпхъ отношеній, такой же удивительный и вполнѣ выработанный механизмъ, какъ и въ его внутреннихъ нолитпческихъ отноше- ніяхъ. Условія свѣтскаго общежитія дѣлаютъ китай- цевъ народомъ еще болѣе утонченнымъ, чѣмъ сливки французскаго, австрійскаго или англійскаго обще- ства. Однимъ словомъ, цпвилизація народа не под- лежите ни малѣйшему сомнѣнію, и Китай, если по- слушать мандариновъ, страна вполнѣ законченная и устроенная превосходно во всѣхъ отношеніяхъ. Прпвыкнувъ съ молоду видѣть все, что его окру- жаете, мандаринъ никогда не задумывался ни надъ мильярдамп бамбуковыхъ ударовъ, щедро расто- чаемыхъ китайскими полицейскими чиновникамии судьями разнымъ бѣднякамъ, ни надъ милліонамп людей, питающихся крысами и всякой гадостью, ни надъ цѣлымп сословіями нищихъ, образующихъ въ государствѣ свою особую организацію, уважае- мую даже закономъ, ни надъ тѣмъ, что есть въ странѣ люди, продающіе свою жизнь и за какой нибудь полтпнникъ пдущіе добровольно на смертную казнь за другого. Еслпбы Китай не представлялъ другпхъ фактовъ печальная свойства, то послѣд- ннхъ двухъ совершенно достаточно, чтобы осудить весь китайскій порядокъ, создаюіцій возмон:вость подобныхъ явленій. Нигдѣ въ мірѣ бѣдность не доходить до такого размѣра, какъ въ Китаѣ, и нпгдѣ она не дѣлала того, что она дѣлаетъ тамъ; постоянныя внутрен- нія волпенія, о которыхъ Европа узнала только въ послѣднее время, шайки разбойнпковъ, какъ назы- ваютъ англичане китайскихъ инсургентовъ, наво- дящихъ до сихъ норъ страхъ на громадную стра- ну, — это больше ничего,какъ голодъ и слѣдствіе того удивительная внутренняя механизма, мудро- стью и прочностью которая такъ восхищаются европейскіе синологи. Евроиейскіе дипломаты знаютъ только мандарп- новъ-сановниковъ и поннмаютъ только ихъ; они вмѣшиваются въ кптайскіе внутренніе раздоры, чтобы поддерн;ать ветхую машину, отъ которой нельзя ждать ничего, кромѣ скрипу; но они, по- добно китайскпмъ мандаринамъ, проходятъ равно- душно мимо бѣдняковъ, умираюіцпхъ съ голоду, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1