Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

183 СТАТЬ. И И С Т О Р И 1 Е С К I Я. 184 десятками тысячъ, а если не хотѣли брать вь плѣнъ, то рѣзали сплошь, не разбирая ни пола, ни возрас- та. Что же касается до опуотошеній, производи- мыхъ у себя самими русскими, во время княжескихъ усобпцъ, то авторъ слова о полку Игоревѣ говорплъ объ этомъ времени такъ: «Земля русская сѣялась и росла тогда усобицами, на пей рѣдко раздавались крики земледѣльцевъ, но часто каркали вороны, дѣля между собою трупы, часто говорили свою рѣчь галки, собираясь летѣть на добычу». Люди, разъединенные непроходимыми болотами, рѣками и лѣсани, и подавляемые по одиночкѣ внѣш- ними врагами и даже свопми одноземцами, могли развивать въ себѣ только сознаніе безсилія предъ такой сокрушающей нхъ природой; бороться съэтими вліяніямп было невозможно, и оставалось только одно — воспитывать въ себѣ пассивное мужество и способность переносить потери и лишенія со стой- костью, заслуживавшей лучшею участи. Континен- тальное положеніе страны усиливалоеще болѣе не- благопріятное вліяніе мѣстной природы, потому что, не давая выхода народными силамъ, мѣшало раз- виты активности. Природа Швеціи не была лучше русской природы, но Швеція окружена морями, и норманны сдѣлались пиратами. Необходимость су- ществовать однимъ военными грабежомъ сдѣлала изъ норманновъ народъ самый воинственный. Не было въ Бвропѣ страны, не испытавшей на себѣ силунор • манскаго оружія. Они покорили Ильменскпхъ сла- вянъ, завладѣлн АнглІей, основали королевства во Франціи, въ Испаніи, опустошали берегаСредизем- наго моря, служили Византіи, наконецъ дали пра- вителей Россіи. И все это явилось потому, что скуд- ная природа страны не давала имъ дома средствъ для существованія, а окружавшее ихъ море предста- вляло возможность дѣлать легко набѣги на своихъ сосѣдей и развивало въ людяхъ мужество, стойкость и неустрашимость. Континентальная страна не пред- ставляетъ ничего подобнаго. Выхода силамъ нѣтъ, и потому онѣ по необходимости должны или упадать все болѣе и болѣе, или сосредоточиться и развиться въ разныя пасспвныя свойства народнаго характера. Но и русская натура, закаленная своей суровой при- родой, когда обстоятельства способствовали разви- тш активности, создавала и у насъ своихъ нор- манновъ; то были новгородскіе ушкуйники. Ушкуйниками были новгородскіе удальцы, соста- влявшіе разбойничьи шайки и производившіе грабе- жи по Волгѣ и по другимъ впадающпмъ въ нее рѣ- камъ на ушкуяхъ, пли въ лодкахъ особой конструк- ціи. Къ водянымъ набѣгамъ пріучилп новгородцевъ шведы, нападавшіе на новгородскія владѣнія. От- важность нашпхъ удальцовъ была такъ велика, что они на своихъ ушкуяхъ ходили даже въ Норвегію. Но особенно доставалось отъ нпхъ Волгѣ, когда раз- ните торговли обѣщало хорошую поживу. Такимъ дѣломъ не гнушались даже п новгородскіе бояре, составлявшіе иногда свои шайки, чтобы грабить ба- сурмановъ и разорять невѣрныхъ. Въ этомъ обстоя- тельствѣ и заключалась причина, почему новгород- ское вѣче смотрѣло снисходительно на подвиги этпхъ удальцовъ, хотя они зачастую грабили и своихъ. Впрочемъ, и въ этомъ случаѣ сказывалось націо- нальное чувство: невѣрныхъ ушкуйники грабили и убивали, а своихъ только грабили. Только разъ они поступили со своими жестоко, и то за предатель- ство. Въ 1375 году двѣ тысячи новгородцевъ на семидесяти ушкуяхъ поплыли въ Кострому. Костро- мичи, въ числѣ пяти тысячъ, выступили протпвъ нпхъ съ оружіемъ; но ушкуйники, раздѣлившись на два отряда и устроивъ засаду, разбили костро- мичей. Кострому грабили они цѣлую недѣлю; чего нельзя было взять съ собой, то сожгли, и набравъ много плѣнныхъ, особенно, женщпнъ, иоплыли по Волгѣ внизъ. По пути они ограбили и сояігли Ниж- ній-Новгородъ и затѣмъ поплыли въ Астрахань, распродавъ по пути плѣнныхъ болгарамъ. Но въ Астрахани удальцы поплатились жестоко за свой дикій набѣгъ. Татарскій князь заманплъ ихъ къ себѣ и истребилъ всѣхъ до одного человѣка, а на- грабленное добро взялъ себѣ. II. Вліянія нравственныя. Внѣшняя природа, дѣйствуя на человѣка, соз- даете въ немъ особенный органпческія способности, по которымъ въ немъ явится или перевѣсъ вообра- женія надъ разсудочностыо, или перевѣсъ разсудоч- ности надъ воображеніемъ, пассивность или актив- ность, т. е. способность переносить терпѣливо п молча гнетущія внѣшнія вліянія или стремленіе освободиться отъ нпхъ; воинственность или миролю- бивое ваправленіе; способность большей или меньшей прогрессивности,находящейся въ прямой связи съ активными способностями. Что же касается до такъ называемыхъ нравственныхъ качествъ, то они за- висите отъ того, что именно и въ какомъ видѣ удается узнать людямъ, и какъ заставите ихъ дѣй- ствовать обстоятельства. Въ этомъ отношеніи вліяніе знаній совершенно однородно съ вліяніемъ внѣш- ней природы. Вогатая природа разовьете въ чело- вѣкѣ воображеніе, скудная задержите эту спо- собность. Бѣдная приморская страна сдѣлаетъ изъ своего жителя предпріимчпваго и смѣлаго морехода; бѣдная континентальная земля создаете скромнаго и невзыскательнаго домосѣда, умѣющаго ограничи- вать свои желанія и довольствоваться малымъ. Смо- тря по тому, въ какой странѣ поселится человѣкъ, изъ него и выйдете то, что моягетъ выйти подъ ея вліяніемъ. Точно такяге и съ знаніямп: человѣкъ примете тѣ, какія получатъ къ нему достунъ, а доступъ знаній, въ началѣ исторической зкизнн народа, зависитъ отъ его сосѣдства. Изъ всѣхъ нравственныхъ вліяній самое могущественное, ра- зумѣется, религіозное. Восточные славяне покланялись фпзическимъ бо- жествамъ, явленіямъ природы и душамъ усопшихъ — домашннмъ геніямъ. Славяне вѣрили въ загробную жизнь п полагали, что душп умершихъ родичей на- блюдаютъ за благосостояніемъ на землѣ ихъ потом- ковъ. При разбросанной, одиночной жизни и недо- статкѣ общественности, религія имѣла больше до- маінній, семейный характеръ. А отъ этого релпгія воеточныхъ славянъ не развплась до размѣровъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1