Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

185 Р 0 С С I Я до ПЕТРА П.ЕРВАГО. 186 общественнаго .богослуженія; у нихъ не было пи храмовъ, нпжрецовъ, нн обще-національныхъ празд- нествъ. Вѣра въ загробную жизнь и связь съ ду- хами создала волхвовъ, кудесннковъ, вѣдыгь и вѣ- дуновъ. Сходство языческпхъ вѣрованій славянъ съ языческими вѣрованіямп пхъ сосѣдей, нѣм- цевъ п финновъ, воспитало въ славянахъ большую ре- лигіозную н національную терпимость. Эта терпи- мость продолжалась у насъ и въ первыя времена христианства. Святославъ хотя и не слушалъ убѣжде- ній своей матери и не принималъ іфещенія, но зато п не запрещалъ его другпмъ. Язычнпкп только смѣя- лпсь надъ христіанами. Впрочемъ, когда язычники увѣрнлп Святослава, что неудача военныхъ походовъ происходить отъ христіанъ, находившихся въ дру- жинѣ, то онъ сталъ ихъ преслѣдовать и даже разо- рилъ въ Кіевѣ христіанскіе храмы; а между тѣмъ оставить свопхъ дѣтей при пхъ бабкѣ-христіанкѣ. Подобной яге терпимостью отличались русскіе и потомъ. Такъ, новгородцы-христіане не выказывали никакого усердія къ крещенію язычнпковъ-инород- девъ и даже навлекли на себя за это упреки шве- довъ. Но подобная терпимость могла быть свой- ственна народу, а не князьямъ, прнвыкшимъ къ вой- намъ и къ военному насилію. А потому и крещеніе Руси совершалось вовсе не такъмирно, какъ вообра- жаютъ у насъ обыкновенно. Въ Кіевѣ оно обошлось безъ шуму, потому что Кіевъ лежалъ на торговомъ пути въ Византію; чрезъ него проходили въ Грецію варяжскія дружины; въ Кіевѣ, наконецъ, произво- дилась большая торговля п происходили постоян- ный сношенія съ Константинополемъ. Поэтому, еще до появленія норманскихъ князей въ Россіи, въ Кіевѣ уже были христіане, п число ихъ постоянно увели- чивалось. Ольга приняла христіанство потому, что познакомилась съ нимъ въ Кіевѣ и впдѣла хорошую, нравственнную ясизнь хрпстіанъ. Только отъ свычки съ христианами языческаго населенія Кіева и княже- ской дружины, въ которой было тоже много хри- стіанъ, Владиміру удалось такъ легко придать хри- стіанству характеръ государственной религіи. Но не такъ легко крестилась остальная Русь. Послѣ крещенія кіевскаго Владиміръ отправилъ До- ■ брыню съ епископами крестить народъ и въ осталь- ной Руси. Добрыня отправился вверхъ по Днѣпру и далѣе до Великаго Новгорода. Хотя и здѣсь уяге было христіанство, и даже существовала церковь, но господствующей религіей оставалось все еще язычество. Когда новгородцы узнали, что Добрыня идетъ ихъ крестить съ военной силой , то , собрав- шись на вѣче, поклялись не пускать его въ го- родъ и не позволять ниспровергнуть пдоловъ. До- брыня старался уговорить выступпвшихъ протпвъ него новгородцевъ, но онп вывезли двѣ камнестрѣль- ныя машины, поставили ихъ намосту и не хотѣли рѣшительно слушать Добрыню. А между тѣмъ свя- щенники ходили по городу, и кто не хотѣлъ кре- ститься добромъ, тѣхъ тащили въ воду силой. Нов- городски тысяцкій Угоняй, разъѣзжая. по городу, возбуягдалъ народъ протпвъ крещенія: «лучше намъ помереть, чѣмъ дать боговъ нашихъ на поруганіе», говорилъ онъ. Народъ, озлившись, кинулся надомъ Добрыни, разграбилъ его, убилъ жену Добрыни и нѣкоторыхъ изъ его родни. ІІослѣ этого тысяцкій князя Владпміра, • Путята, переѣхалъ ночью черезъ Волховъ съ пятью стами вопновъ, вошелъ въ го- родъ, схватплъ Угоняя и другихъ знатныхъ нов- городцевъ и отнравилъ пхъ къ Добрынѣ. Узнавъ объ этомъ, новгородцы, въ числѣ 5.000, напали на Путяту, другіе бросились разрушать церковь и грабить дома хрпстіанъ. Тогда Добрыня пошелъ на выручку своихъ и велѣлъ жечь городъ. Новгородцы испугались, кинулись тушить пожаръ, а люди знат- ные п богатые пошли къ Добрынѣ просить мира. Народу не оставалось ничего болѣе, какъ уступить сплѣ и принять крещеніе. Одни пошли къ рѣкѣ добровольно, другихъ поволокли воины силой. Но и тутъ язычники старались еще увернуться, и ино- гіе некрещенные увѣряли, что они крещены. Что- бы устранить сомнѣніе, крещенымъ надѣвали на шею крестики, и у кого креста не было, тѣхъ та- щилп крестить. Весь этотъ шумъ и кровопролитіе произошли вовсе не потому, чтобы хрпстіанство было такъ ненавистно новгородцамъ, а только отъ военнаго усердія Добрыни, оскорбпвшаго свопмъ насиліемъ новгородскую гордость. Подобнымъ же образомъ, хотя и съ меныппмъ кровопролптіемъ, крестилъ Добрыня и въ другихъ мѣстахъ. Христианство, вводимое такимъ путемъ, должно было еще долго бороться съ языческими вѣрова- ніями и обычаями. Язычнпкамъ христианство не нравилось особенно потому, что оно требовало стро- гой жизни, къ которой не привыкли славяне. «Руси есть веселье ппти», сказалъ Владпміръ. А хри- стианство требовало, чтобы отъ этого веселья от- казывались. Потомъ христианство смотрѣло строго на брачныя отношенія, къ которымъ славяне тоже не привыкли. Славяне вообще были весьма падки къ женщинам, а Владиміръ превзошшгь въ этомъ отношеніп самыхъ даже ревностныхъ поклонни- ковъ Магомета, такъ что ни одпнъ турецкій сул- танъ не имѣлъ у себя такихъ гаремовъ, какіе были у кіевскаго князя. Кромѣ пяти законныхъ женъ, у Влади міра было В 00 наложницъ въ Выш- городѣ, 300 въ Вѣлградѣ и 200 въ селѣ Бере- стовѣ, итого 800! Лѣтоппсецъ говоритъ, что онъ былъ «несытъ блуда». Разумѣется, бѣдные люди не пмѣлп возможности обзаводиться такъ богато, но п у нихъ было въ обычаяхъ имѣть по нѣскольку женъ. И всего этого христианство ихъ лишило. По- нятно, что, принятое во мяогихъ мѣстахъ по прину- жденно, оно не пускало крѣпкпхъ корней, и народъ держался того, что было ему болѣе по вкусу. Обы- чай имѣть двухъ женъ сохранялся въ народѣ долго; народъ приносилъ жертвы своимъ прежнимъ богамъ, которыхъ христіанскіе попы называли бѣсами; на- родъ не вѣнчался у священниковъ, думая, что этотъ обрядъ существуетъ только для князей да для знат- ныхъ; больныхъ дѣтеи ягенщпны носили къ волх- вамъ; явилась и нелюбовь къ духовнымъ лпцамъ, такъ что встрѣча черноризца считалась несчастной, и, чтобы не случилось чего дурного, встрѣтившійся возвращался домой. «На игрищахъ видимъ множе- ство людей, — говорить лѣтописецъ; — какъ начнутъ ІІ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1