Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

187 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКИ. 188 бороться другъ съ другоыъ, то сбѣгаются смотрѣть на дѣло, отъ дьявола замышленное, а церкви стоятъ пусты: въ часъ молитвы мало найдешь народу въ церкви*. Немило было хрпстіанство народу и по- тому, что оно вооружалось противъ народныхъ увеселеній, пѣсенъ, нляеокъ п пгръ, сохранив- шихся со временъ язычества. Вообще хрнстіанство прививалось не съ особен- ною быстротой, и языческія понятія и знанія усту- пали туго христіанскимъ идеямъ. Когда въ 1092 г. случилась на югѣ какая-то смертоносная язва, то народъ прпписывалъ ее ударамъ мертвецовъ, ѣздпв- шихъ по воздуху. Въ Ростовской области сдѣлался разъ голодъ. Въ это время пришли пзъ Ярославля два волхва и стали увѣрять, что они знаюгь, кто держитъ хлѣбъ. Въ каждомъ погостѣ, куда они приходили, они указывали на лучшихъ женщинъ п говорили: «вотъ эти держать жито, эти медъ, эти рыбу». У приводимыхъ къ нимъ женщинъ они разрѣзывали тѣло за плечами и ловко показывали, будто бы вынпмаютъ пзъ разрѣза жито, или медъ, или рыбу. Женщинъ этихъ волхвы убивали, а иму- щество пхъ забирала себѣ. При князѣ Глѣбѣ Свя- тославичѣ явился въ Новгородѣ волхвъ, началъвы- давать себя за бога, хулить христіанство, говорилъ, что все знаетъ, и хотѣлъ перейти пѣшкомъ Вол- ховъ. Народъ повѣрплъ волхву и хотѣлъ убить епископа. Тогда епископъ, облачившись и взявъ крестъ, сказалъ народу, что кто хочетъ вѣрить волхву, тотъ пусть идетъ къ нему; а кто вѣруетъ во Христа, тотъ пусть идетъко кресту. Князь Глѣбъ съ дружиной присталъ къ епископу, а народъ по- шелъ за волхвомъ. Но Глѣбъ убплъ его и народъ разошелся. Вообще народъ держался крѣпко за волхво- ванье, и поученія высшпхъ пастырей церкви помо- гали мало. Во времена болѣе къ намъ близкія вол- хвованье и вѣра въ чародѣйство была еще въ пол- ной сплѣ, даже между людьми, стоявшими во главѣ управленія. О Годуновѣ говорятъ, что онъ собпралъ волхвовъ и кудесниковъ и съ ихъ помощью при- влеките къ себѣ любовь царя. Но вотъ любопыт- ное извѣстіе объ отравленіп крымскаго царевича Муратъ-Гирея въ Астрахани, относящееся къ цар- ствованію Ѳедора Іоанновича. Царевича испортили вѣдуны, присланные басурманами. Воевода привелъ лекаря араба, но тотъ сказалъ, что ничего нельзя сдѣлать, пока не приведутъ вѣдуновъ. Вѣдуновъ перехватили, сталиихъ мучить, и они сказали, что если кровь больныхъ не замерла, то можно посо- бить. Тогда арабъ велѣлъ колдунамъ выбросить изъ себя въ лахань всю кровь, которую они выпили изъ соннаго царевича, его женъ іі другихъ татаръ. Кровь царевичаи одной пзъ его женъ, по словамъ колдуновъ, оказалось замерзшей, и потому спасти ихъ не было возможности. По смерти царевича вое- воды донеслп обо всемъ царю, и тотъ отправилъ въ Астрахань Астаѳья Пушкина, съ приказаньемъ пытать вѣдуновъ, узнать отъ нпхъ, по чьему умы- слу они испортплп царевича, и потомъ ихъ сжечь. Пушкинъ пыталъ пхъ весьма усердно, но тѣ ни- чего не сказали. Тогда арабъ далъ совѣтъ поло- жить пнъ въ ротъ конскія удила,, повѣсить пхъ за руки и бить не по тѣлу, а по стѣнѣ противъ нихъ; тутъ они повинились во всемъ. Когда жгли колдуновъ, слетѣлось множество сорокъ и воронъ. Когда Дмитрій самозванецъ былъ убить и похо- роненъ, то пошли слухи, что сильные морозы сто- ятъ по его волшебству, и что надъ его могплой дѣ- лаются разныя чудеса. ІІо прпказанію Шуйскаго трупъ вырыли, сожгли и, смѣшавши пепелъ съ по- рохомъ, выстрѣлилп пзъ пушки въ ту сторону, от- куда пришелъ Дмптрій. Вообще Шуйскій отличался великимъ суевѣріемъ и въ своихъ грамотахъ объ- являлъ народу прямо, что Лжедмитрій прельстилъ всѣхъ чародѣйствомъ. Въ 1 6 В 2 году царь Мпхаилъ Ѳедоровичъ писалъ псковскпмъ воеводамъ, что ему донесли нзъ Вязьмы, будто баба-вѣдунья нагова- риваетъ въ литовскпхъ городахъ на хмѣль, отправ- ляемый въ Россію, чтобы навести на насъ моровую язву. Поэтому запрещалось подъ смертною казнью покупать хмѣль въ Литвѣ. Константинопольскій па- тріархъ Кириллъ извѣщалъ въ 1685 году царя чрезъ силистрійскаго митрополита Іоакима, чтобы государь велѣлъ остерегать свое здоровье отъ гра- мотъ турецкаго султанаи его подарковъ: не слу- чилось бы какого нибудь насылочнаго дурна, по- тому что турецкій султанъ сердить на царя за его миръ съ польскпмъ королемъ. Послѣ того, какъ само правительство вѣрпло всему и воспитывало народъ въ суевѣріи, пе должно казаться страи- нымъ, что .въ 1606 г. пытали огнемъ въ Перми и дали три встряски крестьянину Далеву, оговорен- ному въ томъ, что онъ напускаетъ на людей икоту. Новымъ идеямъ, явившимся къ намъ вмѣетѣ съ хрпстіанствомъ, и вновь создавшемуся, подъ ви- зантійскимъ вліяніемъ, иному міросозерцанію при- ходилось выдерживать весьма продолжительную борьбу со старыми славянскими понятіями, сложив- шимися при обстоятельствахъ, способствовавшпхъ полной личной свободѣ. Дѣло это было тѣмъ труд- нѣе для представителей церкви, что и само духо- венство по своимъ понятіямъ и образу жизни почти не отличалось отъ народа, который оно должно было поучать. Лѣтописецъ говорить, что церквей наставили много, а священнпковъ нѣтъ; и вогь полѣзъ въ духовные всякій, кому не хотѣлось ра- ботать. Когда митрополита Ѳеодосій повыгналъ недостойныхъ священнослужителей, то многія цер- кви остались безъ священниковъ. Геннадій Нов- городскій, въ донесенін къ митрополиту Симону; разсказываетъ про свою возню при выборѣ свя- щенниковъ вотъ что: «Приведутъ ко мнѣ мужика, я велю дать ему читать апостолъ; а онъ и сту- пить не умѣетъ; велю дать псалтирь, — онъ и по тому едва бредетъ; я ему откажу — а онъ кричптъ: земля, господпнъ, такая, не можетъ добыть человѣка, кто бы грамотѣ умѣлъ. Но вѣдь это всей землѣ позоръ, будто нѣтъ въ землѣ человѣка, кого бы можно въ попы поставить! Бьютъ мнѣ челомъ: пожалуй, господинъ, вели учпть. Вотъ я и прпкажу учить его ектеніямъ, а онъ и къ слову не можетъ пристать:ты говоришь ему то, а онъ совсѣмъ дру- гое; велю учить азбукѣ, а онъ, поучившись немного, V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1