Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

189 РОССІЯ ДО ПЕТРА ПЕРВАГО. 190 проситсяпрочь, не хочетъучиться; а иной и учится, да не усердно, а потому п жпветъ долго». Такіе грамотѣп были, разуиѣется, плохими по- мощникамипри устройствѣ церковныхъ порядковъ. Въ 1545 году десятникижаловались новгородскому архіепископу, что священники пренебрегаютъ цер- ковнымъ строеніемъ и службою, и вѣнчаютъ двое- жендевъ и троеженцевъ, другихъ вѣнчаютъ чет- вертымъ и пятымъ бракомъ. На церковномъ соборѣ 1551 года говорилось, что монахи и монахини бродятъ по міру, просвирнинадъ просвирамиирп- говариваютъ; монахи и попы пьянствуютъ, вдовые попы соблазняютъ своими поведевіемъ. Въ цер- квахъ стоятъ въ тафьяхъ и шапкахъ, съ палками, говоръ и ропотъ и всякое прекословіе и бесѣды и срамныя слова; попы и дьяконы пьютъ безчпнно, церковные причетникивсегда пьяны, безъ страху стоятъ и бранятся; попы въ церквахъ дерутся ме- жду собой и въ монастыряхътояіе. Христіане при- носить въ церковь кутью, канунъ; на Великъ-день пасху, сыры, яйца, рыбу, а въ другіе дни калачи, пироги, блины, короваи и всякія овощи. Въ Мо- сквѣ все это вносится въ жертвевнпкъ и въ алтарь. Былъ обычай, что когда дѣти родятся въ такъ на- зываемой сорочкѣ, то ееприносиликъ священнику, п тотъ клалъ ее на престолъдо шести недѣль. Мущнны и женщины, монахп и монахини мылись въ баняхъ вмѣстѣ. Патріархъ Іоспфъ жаловался, въ царствованіе Михаила Ѳедоровича, что дѣтп поповъ и мірскихъ людей безчпнствуютъ въ алтарѣ во время службы; во время церковнаго пѣнія ходятъ шпыни, п отъ нихъ въ церквахъ «великая смутаи мятежъ»; они то бранятся, то дерутся; иные притворяются малоумнымп, другіе во время слуяібы ползаютъ, пищатъ и въ простыхъ людяхъ возбуждаютъ вели- кій соблазнъ. На соборѣ 1508 г. было постанов- лено, чтобы монахп и монахини не жили въ мо- настыряхъ вмѣстѣ, и что если попъ или дьяконъ напьется пьянъ, то чтобы на другой день обѣдни не служилъ. Въ кельи къ монахамъ ходили женки и дѣвки. Даже въ отдаленномъ Соловецкомъ мо- настырѣ монахи вели' довольно веселую жизнь: та- мошніе старцы любили особенно водку и красное нѣмецкое вино и держали ихъ у себя въ кельяхъ. Все это, разтмѣется, было не хорошо; но еще хуже, что старцы обнаруживали наклонности, не- согласный съ обѣтомъ смиренія и послушанія. На- прпиѣръ, въ Кирилло-Бѣлозерскомъ монастырѣ за- велся разъ настоятель довольно свободнаго жптія, и когда его укорялъ въ этомъ святой старецъ До- сиѳей, то настоятель его билъ; блаженный старецъ былъ уже много разъ бптъ игуменомъ, но разъ игуменъ такъ толкнулъ блаженнаго, что тотъ упалъ на землю, какъ мертвый. Выздоровѣвшп, Доспѳей пришелъ къ игумену и сказалъ: «Хоть убей меня до смерти, а я не перестану говорить тебѣ объ уставѣ». Строптивый игуменъ ушелъ изъ монастыря. На мѣсто его выбрали другого, и тоже изъ чужого монастыря, любившаго говорить за трапезой о ве- щахъ безполезныхъ. Благочестивые старцы начали его удерживать, но игуменъ, по прпмѣру своего пред- шественника, колотилъ пхъ за то палкой. Ушелъ и этотъ. Выбрали третьято. Тотъ оказался тоже раз- рушителемъ монастырскаго благочинія, такъ что всѣ лучшіе старцы разбѣжалпсь. Въ томъ же монастырѣ былъ старецъ Александръ, изъ знатныхъ и бога- тыхъ людей, который бранплъ игуанаи старцевъ б дѣтьмп, а прочихъ монаховъ и служителей колотилъ, билъ плетьми, сажалъ на цѣпь и ковалъ въ желѣза. Старцы жаловались на него царю. Но царь пмъ отвѣчалъ, что они напрасно жалуются, потому что сами виновны, принимаякъ себѣ знат- ныхъ и богатыхъ съ цѣлой дворней. «Если намъ, — - говорить Иванъ IV, — благоволить Богъ у васъ по- стричься, то монастыря у васъ не будетъ, а вмѣ- сто его будетъ царскій дворецъ! Но тогда зачѣмъ идти въ чернецы. Постригаемый даетъ обѣтъ по- виноваться пгумну, слушаться всей братіп и лю- бить ее; но Шереметеву какъ назвать монаховъ братьею? У него и десятый холопъ, чтовъ кельѣ жи- ветъ, ѣстъ лучше братій, которые ѣдятъ въ трапезѣ». Такъ своевольничали бояре; но не меньшей строп- тивостью отличалась и простая братія. Во времена Михаила Ѳедоровпча, въ Тронцкомъ монасгырѣ былъ архимандрптомъ пзвѣстный Діонпсій, особеннозабо- тившійся о монастырскомъ просвѣщеніп и о смягче- ніп нравовъ духовенства. Между прочими монахами былъ у Троицы и Логинъ, составившій себѣ гром- кую пзвѣстность необыкновенно пріятнымъ и чи- стымъ голосомъ. Нпкто не могъ равняться съ пнмъ въ пѣніи п композиціи духовныхъ напѣвовъ. Правда, что въ своихъ музыкальныхъ увлеченіяхъ онъ иска- жалъ иногда смыслъ словъ, такъ что вмѣсто сѣ- мени у него выходило сѣменп, но отецъ Логинъ не прпдавалъ большой важности смыслу. Вмѣстѣ съ музыкальнымъ талантомъ Логпнъ отличался и не- обычайными буйствомъ. Онъ бранплъ и билъ про- стыхъ монаховъ, п нпкто не смѣлъ сказать ему ни слова. Логинъ сердплся на архимандрита особенно за то, что онъ заставлялъ монаховъ читать по- ученія св. отцовъ и самъ часточпталъ ихъ и не- рѣдко пѣлъ на клнросѣ. «Не ваше дѣло пѣть или читать, — говорплъ ему Логииъ; — зналъ бы ты одно, архимандрита, чтобы съ мотовиломъ свопмъ (по- сохъ) на клиросѣ, какъ болванъ, онѣмѣвъ стоять». Разъ, въ заутреню, Діонисій хотѣлъ читать, но Логинъ подскочилъ къ нему и вырвалъ у него изъ рукъ книгу; налой полетѣлъ на землю, и произо- шелъ великій соблазнъ. Діонпсій перекрестилсяи пошелъ молча на клпросъ. Логпнъ, кончивъ чтеніе, началъ плевать на архимандритаи бранить его. Но Діонисш отвѣтплъ ему на это только: «Пере- стань, Логинъ, не мѣшан божественному пѣнію и не смущай братію; можно намъ объ этомъ пере- говорить и послѣ заутренп». Въ отвѣтъ Логинъ вы- хватилъ изъ рукъ архпмандрптапосохъ, изломалъ на четыре части и бросилъ къ нему на колѣнн. Наконецъ, послѣдпій факта. Въ царствованіе Алексѣя Михайловича, въ Савинѣ монастырѣ были оставлены одно время 18 стрѣльцовъ, которыхъ архимандрита поставилъ на конюшенномъ дворѣ. Пришелъ къ нимъ казначей Никита, пьяный, и спросилъ, по чьему указу они тута стоятъ. Полу- чпвъ отвѣтъ, онъ принялся бпть десятнпка,а ору-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1