Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

191 СТАТЬП ПСТОРИЧЕСКІЯ. 192 жіе, сѣдла и стрѣлецкое платье велѣлъ выбросить вонъ со двора. Царь нарядилъ слѣдствіе и напп- салъ къ НикигЬ письмотакого рода: «Отъ царя и в. к. Алексѣя Михайловича всея Россіи врагу Бо- ною и богоненавнстцу, и христопродавцуи разори- телю чудотворцева дона и единомышленникусата- нииу, врагу проклятому, неподобному шпыню и злому, пронырливому злодѣю, казначею Нпкитѣ. Уподобился ты сребролюбцу Іудѣ: какъ оцъ продалъ Христа за тридцать сребреннвковъ, такъ п ты промѣнялъ, проклятый враги, чудотворцевъ домъ, да п мои грѣшныя слова на свое умное и збойливое пьян- ство и на умныя, на глубокія, пронырлпвыя вра- жія мысли; самъ сатанавъ тебя, врага Божія, вселился; кто тебя, спротпну, спрашивалинадъ до- момъ чудотворцевымъ, да и надо мною грѣшнымъ властвовать? Кто тебѣ сію власть мпмо архиман- дритадали, что тебѣ безъ его вѣдома стрѣльцовъ и мужпковъ моихъ Мнхайловскпхъ бить? О, враже проклятый! Да ты же, сатанинъ угоднпкъ, пишешь друзьямъ свонмъи вычитаешь безчестье свое вражье, что стрѣльцы у твоей кельи стоятъ; и дорого до- брѣ, что у тебя, скота, стрѣльцы стоятъ! лучше тебя и честнѣе тебя и у ынтрополптовъстоятъ стрѣльцы, по нашему указу»... и т. д. въ этомъ же родѣ. Такія понятія о правѣ и о человѣческпхъ отпо- іпеніяхъ существовали у насъ въ концѣ XVII сто- лѣтія. Время грубаго насидія было, разумѣется, вездѣ; было оно также и въ Западной Евроиѣ; но подобное тому, что разсказано здѣсь, Европа вн- дѣла у себя въ X, XI столѣтіяхъ, а позлее случа- лось только во время военныхъ событій, а не въ мирноевремя. Двѣнадцатый вѣкъ славился въ Европѣ школами въ Реймеѣ, Канѣ, Лапѣ, Турне, Камбре, Суассонѣ, Шалонѣ на Марнѣ, Люттпхѣ, Везансонѣ, Орлеанѣ, Паршкѣ, Кельнѣ, Брауншвейгѣ, Падер- борнѣ и въ десяткѣ еще другнхъ городовъ. Въ Ев- ропѣ въ X вѣкѣ преподавались, кромѣ философіп, реальныя науки, математика, физика, механпка. Ев- ропа имѣла уліе тогда свопхъ знаменптыхъ ученыхъ, труды которыхъ не теряли своей цѣны до конца сред- нпхъ вѣковъ. Въ XII столѣтіп многія монахинии знат- ный дамы занимались реторицой и поэзіей. Въ XVI ст. явился Коиернпкъ, нѣсколько позже Кеплеръ, а въ то время, когда Алексѣй Мпхайловпчъ писалъ свое письмо къ буйному казначею Никитѣ, Ныотонъ чп- талъ королевскому обществу въ Лондонѣ свое без- смертное Philosophia naturalis principia mathematica. Наши научныя свѣдѣнія того времени былп тоже не богаты. Напримѣръ, лѣтописцы, т. е. пародъ пе- редовой по образованію, люди кнпншые, разсказы- валп, что болгары произошли отъ дочери Лота, «иже зачаста отъ отцасвоего», и поэтому племя ихъ не- чисто. Половцы же только частью гуляютъ па сво- бодѣ, а послѣднія ихъ колѣна, который явятся въ концѣ свѣта, заклепаны АлександромъМакедон- скимъ въ горѣ. Случилось это такъ. Увидѣвъ не- чистыхъ людей отъ племени Афетова, которые ѣли всякую скверность; комаровъ, мухъ, змѣй, п не хо- ронпвшихъ мертвецовъ, Александръ испугался,что, размножившись, они могутъ осквернить землю, п загналъ ихъ въ полунощный страны, въ высокія горы. II тутъ Богъ вглѣлъ горамъ окружить ихъ, и горы окружили, не сойдясь только на 12 лок- тей, п въ этомъ промежуткѣ устроены мѣдныя ворота. Въ XVII столѣтіп познанія нашихъ ученыхъ были нѣсколько обширнѣе. Въ 1672 г. Лаврентій Зп- заній Тустаповскій, протопопъ Корецкій, привезъ въ Москву книгу своего сочиненія и представилъ ее патріарху Филарету. Тотъ нзмѣнплъ въ ней за- главіе и замѣтплъ, кромѣ того, нѣкоторое несход- ство сърусскими и греческими переводами. Патріархъ велѣлъ поговорить съ Зпзаиіемъ богоявленскому игумву Ильѣ и справщику типографіа Григорію. Разговоръ или, лучше сказать, ученый дпепутъпро- исходить въ присутствін государева боярина, князя Черкасскаго и думнагодьяка Лихачева. Грпгорій и Илья дѣлалп, междупрочими, слѣдующія замѣчанія: «У тебя въ книгѣ написано,гооворпли они Зпзанію, о кругахъ небесныхъ, о планетахъ,о затменіп солнца, о громѣ и молніп, о тресновоніи, шибаніи и перунѣ, окометахъ и прочпхъ звѣздахъ.ІІ все это взято пзъ астрологіи, а астрологія заимствованаотъ еллин- скихъ волхвовъ и отъ пдолослужителей, поэтомукъ нашему православію нейдетъ». — Но отчего же не идетъ? — спрашивали Зпзарій. — Я неписалъ о колесѣ счастья и о рожденіи человѣческомъ, не говорили, что звѣзды управляютъ нашей жпзныо; я писалъ только для знанія — пусть человѣкъ знаетъ, что все это тварь Божія. — «Да зачѣмъ писалъдля знанія? возражали ему Илья и Григорій. Къ чему выбирали ты изъ астрологіи ложны рѣчи и названія звѣздъ, да кромѣ того многое и самъсочинялъ и объясняли неправильно?» — Что же я объясняли неправильно и какія выбпралъ ложныя рѣчи и названія звѣздъ?— «А развѣ это правда, что облака, надувшись, схо- дятся и ударяются, и отъ того бываетъ громъ? А огонь и звѣзды ты называешь звѣрями, живущими на тверди небесной». — Да какъ же по вашему пи- сать о звѣздахъ? — «Мы ппшемъ и вѣруемъ, какъ Монсей написали: Богъ создалъ два свѣтила великія и звѣзды, и поставили хъ натверди небесной свѣтить по землѣ и владѣть днемъ и ночью, а звѣрями Моисей ихъ не называли». — Но какъ эти свѣтпла движутся и обращаются? — «По повелѣнію Божію, ангелы служатъ, тварь водя». На это Зизаній не нашелъ другого возраженія, кромѣ того, что воленъ Богъ да Государь, святѣйшій патріархъ Филаретъ, и прпбавплъ, что они и самъ знаетъ, что въ его кнпгѣ написаномного не дѣльнаго, оттого и прі- ѣхалъ, чтобы ему разрѣшпли его недоумѣніе. Но кромѣ этого у него нашлись и другія отсту- пленія отъ греческихъцерковныхъ правили, и уче- ные Григорій и Илья замѣтнлп ему при этомъ, что они держатся строго старопечатныхъ греческихъ книгъ, а если къ нимъ ирпходятъ новыя, то изъ нихъ они любятъ только тѣ, которыя сходятся вполнѣ съ книгами старыми, кнпги же съ новнзнамп они не принпмаютъ, хотя онѣ и написаныпо гречески. Вообще, мы не отличались въ старину особен- ными пскусствомъ въ ученыхъ и теологичеекпхъ диспутахъ. Когда шведскій король Магнусъ затѣ- ялъ противъ новгородской области крестовый по- ходи, то онъ отправили къ новгородцами пословъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1