Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

которые объявили навѣчѣ отъ имени короля: «При- шлите на съѣздъ свопхъ фплософовъ, а я пришлю своихъ, пусть они поговорятъ о вѣрѣ; хочу я узнать, какая вѣра будетъ лучше; если ваша будетъ лучше, то я иду въ вашу вѣру; если же наша луч- ше, то вы ступайте въ нашу вѣру, и будемъ всѣ, какъ одпнъ челсвѣкъ; еслиже не хотитесоединить- ся съ нами, то я иду на васъ со всею моей сплою». Владыка, посаднпкъ, тысядкій и всѣ новгородцы, подумавъ, велѣли отвѣчать Магнусу: «Если хо- чешь узнать, какая вѣра лучше, наша или ваша, то пошли въ Царьградъ къ патріарху, потому что мы приняли православную вѣру отъ грековъ; а съ тобой о вѣрѣ намъспоритьнечего...» Должно быть, не понадѣялись на своихъ философовъ. Не большую силу выказалъ въ теологическоыъ спорѣ съ Поссевиномъ и Иванъ Грозный. Иванъ говорилъ: «Намъ съ вамп, т. е. съ латинянами, не сойтись о вѣрѣ: наша вѣра хриетіанская съ давнпхъ лѣтъ была самапо себѣ, а римская церковь сама по себѣ... Ты говоришь, что ваша вѣра римская съ греческою одна; но мы держимъ вѣру истинную христіанскую, а не греческую; греческая слыветъ потому, что еще пророкъ Давидъ пророчествовалъ: отъ Ефіопіи предваритърука ея къ Богу; а Ефіопія все равно, что Византія; Ввзантія же просіяла въ хрпстіанствѣ, потому и слыветъ вѣра греческой; а мы псповѣдуемъ вѣру истинную христіанскую... Мы о болыппхъ дѣлахъ съ тобою говорить не хотимъ, чтобы тебѣ не было досадно; а вотъ малое дѣло — у тебя борода подсѣченная, а бороды подсѣкать в подбривать не велѣно не только попу, но и мі- рянамъ: ты въ римской вѣрѣ попъ, а бороду стри- жешь; изъ какого ученья взялъ ты это?... Папу Грп- горія носятъ у васъ на престолѣ, а на сапогѣ у напы крестъ; и вотъ первое, въ чемъ наша христіанская вѣра расходитсясъ римской: въ нашей вѣрѣ крестъ Христовъ на враговъ побѣда, у насъ не водится носить крестъ ниже пояса... Папа, который жпветъ не по Христову ученію и непо апостольскому пре- данно, тотъ папаволкъ, не пастырь». — Если же папа волкъ, то мнѣ нечего больше говорить, — отвѣтилъ Поссевинъ, и дпспутъ прекратился. Относительно возможности научнаго и философ- скат развитія Россія находилась въ обстоятель- ствахъ далеко менѣе благопріятныхъ, чѣмъ Запад- ная Европа. Тамъ новые народы поселились на рим- ской почвѣ, римская цивилизація и римская граж- данственность пмѣли уже вездѣ свои корпи, запад- ная философія и знанія были продолжевіемъ фило- софы и знаній древняго Рима. Однимъ словомъ, почва была подготовлена, и даже посѣяны сѣмена. Славяне же пришли на землю новую, гдѣ не было ничего, кромѣ дпкихъ лѣсовъ п болотъ; финскія племена, съ которыми будущіе русскіе пришли въ первое столкновеніе, стояли если не ниже, то и не выше ихъ. До всего, слѣдовательно, нужно было доходить свопмъ умомъ, какъ первобытному чело- вѣку; а эта работа трудная и медленная, особенно при тѣхъ внѣшнпхъ помѣхахъ, какія встрѣчали русскіе на каждомъ шагу. При возможности лег- каго заимствованія знаній отъ сосѣдей наша цивп- лизація пошла бы быстрѣе. Но Востокъ не могъ сообщить намъничего полезнаго. Византія передала только религіозное ученіе; а отъ Запада, который бы могъ насъ учить, мы отдалялись все болѣе и болѣе, и крѣпче и крѣпче запирали свою страну отъ вліянія западныхъ идей. Въ первые времена христіанства нетерпимость къ Западу у насъне существовала, и вообще не да- валось никакой важности разлпчію вѣропсповѣ- даній и національностей. Говрпхъ I Французскій былъ женатъ на русской княжнѣ Аннѣ, дочери Ярослава I; Святославъ былъ ліенать на нѣмецкой прпнцессѣ Одѣ, братъ которой былъ католпческпнъ духовнымъ сановникомъ; императоръ германскій Генрихъ IV былъ женатъ также на русской. Но съ постепеннымъ утвержденіемъ у нихъ христіанства и распространеніемъ религіозныхъ убѣжденій, по- рядокъ этотъ сталъ измѣняться, и наримскую вѣру мы пріучались смотрѣть все болѣе и болѣе непріяз- ненно, такъ что брачные союзы нагаихъ княже- скихъ фамилій съ владѣльцамп западныхъ госу- дарствъ, наконецъ, прекратились. Протпвъ обычая выдавать русскихъ княженъ за- мръ въ чужія страны, гдѣ служатъ на опрѣсно- кахъ, вооружался первый мптрополитъ Іоаннъ-Ѳе- одосій; по поводу латинской вѣры онъ говорилъ князю Изяславу, что вѣра латинянъ, т. е. католи- ковъ, злая, и законъ не чпстъ, потому что они не цѣлуютъ иконъ, въ постъ ѣдятъ мясо, служатъ на онрѣснокахъ. Поэтому христіанамъ (православ- вымъ) не должно отдавать за нихъ свопхъ дочерей замужъ, ни самимъ жениться на католпчкахъ; не должно съ ними брататься и кумиться, не должно съ ними пить и ѣсть пзъ одного сосуда. Если они попросить у христіанъ ѣсть, то давать имъ пищу въ ихъ сосудахъ; если же у нихъ посуды нѣтъ, то можно дать и въ своихъ, но только потомъ слѣдуетъ ихъ вымыть и прочитать надъними молитву. Нѣтъ спасенья людямъ, жпвущимъ въ вѣрѣ латинской, армянской, сарацинской. Вѣру ихъ не слѣдуетъ хва- лить, свою же, напротивъ, нужно хвалить безнре- станно. Когда пновѣрный спорптъо вѣрѣ съ хри- стіанпномъ, то слѣдуетъ помогать христіанину; а если кто скалсетъ, что ту вѣру далъ тоже Вогъ, то отвѣтптъ на это: — Что же, по твоему, Вогъ дву- вѣрнын? — вѣдь написано: «едпнъ Вогъ, едина вѣра, едино крещеніе». Нодобныя мысли прививались къ народу довольно быстро: псковичи спрашивали митрополита Фотія, можно ли имъ пользоваться хлѣбомъ, виномъ и ово- щами, приходящимиизъ нѣмецкой земли? Митропо- лита дозволилъ, но велѣлъ очпщать эти предметы мо- литвою іерейскою. При Іоаннѣ III нетерпимость раз- вилась уже сильно, а авторитета получилъ безуслов- ную силу. Когда Софія Палеологъ подъѣзжала къ Москвѣ, то вознпкъ вопросъ: можно лп сопровождав- шему ее кардиналу, послу папы, позволить войти въ городъ впереди Софьи, и чтобы передъ нпмъ несли латпнскій крестъ? МптрополитъФилпииъ отвѣтилъ на это: «нельзя послу не только войти въ городъ съ крестомъ, но п подъѣхать близко; если ты, князь, позволишь ему это сдѣлать, желая почтить его, то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1