Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

20В СТАТЬИ HCfOPHTECKIfl. 204 это была чистая выдумка. Подобная система едва ли была способна уменьшить ложь, и, разумѣется, бояре пмѣли, можетъ быть, меньше, чѣмъ кто либо, права иіаловаться на лживость народа, когда они первые заботились такъ мало о правдѣ. Но самый страшный урокъ взапмнаго недовѣрія даль Борисъ Годуновъ. Подозрѣвая бояръ въ нерасположеніп къ себѣ, онъ устроилъ шпіонство. Человѣку князя Шеступова, за доносъ на своего господина, была объявлена царская благодарность на площади, предъ всѣмъ народомъ, и за такое усердіе даны помѣстья п велѣно служить при дѣтяхъ боярскпхъ. Всѣ, кому хотѣлось денегъ и наградъ, кинулись въ шпіон- сгво и доносы: «доносили другъ на друга попы, чернецы, пономари, просвирни; жены доносили на мужей, дѣтп на отцовъ; отъ такого ужаса мужья отъ женъ таились, — и въ этпхъ окаянныхъ доносахъ много крови пролилось неповинной, многіе отъ пы- токъ померли, другихъ казнили, иныхъ по тюрь- ыамъ разослали и со всѣмп домами разорили...» Печальная жизнь среди лѣсовъ, болотъ и притѣс- неній всякаго рода требовала больше, чѣмъ какая либо другая жизнь, душевнаго отдыха и забвенія всѣхъ горестей. Простолюдину былъ въ этомъ слу- чаѣ одинъ выходъ: «бѣсовскія игры», на который такъ нападало духовенство, и вино. И жизнь горо- жанина была такимъ же лѣсомъ. Уаственныхъ на- слаждений не существовало потому, что народный умъ, находпвшійся въ обстоятельствахъ, самыхъ не- благопріятныхъ для его развитія, не могъ создать еще ничего; умственная жизнь Запада и тамошніе обычаи строго не допускалиськъ намъ изъ боязни, чтобы не вышла порча православно, литературы свѣтской не существовало, кромѣ одного «Слова о полку Игоревѣ», а были книги только церковный, не могшія удовлетворить вполнѣ мірянина, — и вотъ всѣ, начиная отъ послѣдняго крестьянинадо самаго знатнаго вельможи, пскалп удовлетворенія въ чув- ственныхъ удовольствіяхъ, потому что другихъ не было, да и не могло быть. Пили всѣ одинаково, даже женщины. Когда Иванъ III отправилъ пословъ въ Литву, то наказывалъ имъ, чтобы за обѣдомъ у короля у нпхъ между собой было бы все гладко, п чтобы пили бережно, не допьяна, и гдѣ бы имъ ни случилось пить, чтобы они всегдапили осторожно и берегли себя. Въ ваказѣ посламъ, отправленнымъ въ Польшу въ 1637 году, было сказано: «Если король позоветъ къ себѣ обѣдать, то дворянамъ и посоль- скпмъ людямъ приказать накрѣпко, чтобы они сп- дѣли за столомъ чинно и остерегательно, не упи- вались и словъ дурныхъ между собой не говорили; а среднихъи мелкпхъ людей въ палатусъ собой не брать для того, чтобы отъ нпхъ пьянства и безчин- ства не было; велѣть имъ спдѣть въ другой палатѣ, а бражнпковъ и ньяницъ и на королевскіп дворъ оъ собою не брать». Совершенно то же самое было наказанопосламъ, отправленнымъвъ 1654 году къ австрійскому императорусъ пзвѣстіемъ о восше- ствін на престолъ Алексѣя Михайловича. Обычай пить былъ такъ общъ, что бояре, по поводу сва- товства датскаго принца Вольдемара на Иринѣ Мп- хайловнѣ, говорили королевичу: «Можетъ быть, онъ думаетъ, что царевна Ирина нехороша лицомъ, такъ былъ бы покоенъ, — останется доволенъ ея красо- тою; также пусть не думаетъ, что царевна Ирина, подобно другимъ женщинамъ московскимъ, любитъ напиваться до пьяна: онадѣвица умная и скромная, — во всю жизнь свою ни разу не была пьяна*. Изъ всего изложеннаго читатель можетъ заклю- чить легко и самъ, что обыкновенно взводимое на татаръ обвиненіе, будто они испортили нашу нрав- ственность,и что все дурное явилось у насъ вслѣд- ствіе монгольскаго владычества, совершенно не- основательно. Прежде всего ошибка въ томъ, что будто бы монголы были народъ совершенно дикій. Ошибка эта происходить отъ того, что не обращаютъ вниманія на страну, изъ которой явились монголы. Страна эта была Китай, имѣвшая въ то время уже прочную цивилизацію. Дѣйствптельно, монголы не- истовствовали надъ побежденными народами, разру- шали до основанія города и истреблялижителей, но, какъ говорить одинъ извѣстнып нѣмецкій историкъ, «далее среди этихъ отвратительныхъ жестокостей молено было видѣть, какъ глубоко нроникъ уже въ эти орды элементъ китайской цивплизаціи и съ ка- кою мудростью пользовался имъ умъ, унравлявшій этими массами. Въ походахъ Чпнгпсъ-хана видно только калмыцкое варварство, и въ основаніи его военныхъ распоряжений леяеатъ монгольскіе и тюрк- скіе нравы; но во всемъ, что касается государ- ственная быта, въ постановленияхъ, манифестахъ, законодательств'!, ясно видно китайское вліяніе, дѣйствовавшее тѣмъ спльнѣе и явственнѣе, что Чингпсъ-ханъ и его сыновья, подобно древнимъ римлянамъ, охотно принималии усваивали себѣ отъ враговъ то, что считали годнымъ». Татары, плп, цравпльнѣе, монголы, поработивъ Россію, оставили ей и ея князей, и ея устройство, и внутреннее уира- вленіе, довольствуясь только данью. Первое время, когда дань была отдана на откупъ бесерменскимъ купцамъ, насъ часто посѣщали баскаки и монголь- скіе отряды. Но въ XIV и XY столѣтіяхъ мы уже не зналп баскаковъ, и дань собирали съ народа сами князья и отвозили ее въ орду. Очевидно, что сблп- женія съ татарамиу насъ не было, да и не могло быть, а потому не могло быть и воображаемая раз- рушительная вліянія монголовъ на нашу частную жизнь и на нашу общественную нравственность. Вліяніе монголовъ было только политическоеи эко- номическое. 0 политичеекомъ мы скажемъ послѣ. Что же касается экономическая, то его мояшо опрецѣлить приблизительно слѣдующимъ разече- томъ. Если расходы на татаръ составляли еясегодво не болѣе рубля на человѣка, то во все время мон- гольскаго владычества страна уплатила, по мень- шей мѣрѣ, четыреста мплліоновъ рублей. Понятно, насколько это истощало силы и безъ того уже бѣд- наго народа, который долженъ былъ держаться въ уровнѣ самыхъ нпзкихъ матеріальныхъ потребно- стей и въ теченіе нѣсколькихъ вѣковъ не имѣлъ возможности улучшить свое положеніе. Къ этому нужно присоединить еще и потери въ людяхъ. ІІе считая первая пораженія русскихъ на Калкѣ и мелочныхъ вторжевій, мы укажемъ только на Кули-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1