Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

219 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКИ. 220 московское государственное начало крѣпло все бо- лѣе п болѣе. Отдельная личность вошла уже въ предѣлы, совершенно неопасные для московскаго могущества, и если правительству и приходилось иногда страшиться народной силы, то только въ мгновенныхъ порывахъ ея во время мятежей. Вспышки кончались или подавлялись весьма скоро. Какъ люди - понимали уже хорошо своп граждан- ски отношенія къ власти, можно впдѣть лучше всего изъ земскихъ соборовъ, значеніе которыхъ такъ преувеличиваютъ наши историки-идеалисты. Флетчеръ говорить, что царь призывалъ на со- боръ только тѣхъ думныхъ бояръ, которыхъ хо- тѣлъ; патріархъ же, кромѣ митрополитовъ и архі- епископовъ, прпглашалъ еще и другихъ духов- ныхъ, пользовавшихся особенною извѣстностью и уваженіемъ. Соборы созывалпсь обыкновенно по пятницамъ, въ столовой палатѣ. Царь садился на тронѣ, а недалекоотъ него, за неболыппмъ столомъ, садился патріархъ съ знатнѣйшимъ духовенствомъ и съ знатнѣйшпми членами думы. Прочіе члены си- дѣли около стѣны, на скамьяхъ. Дьякъ излагалъ со- держите дѣла, о которомъ слѣдовало разсуждать, и затѣмъ спрашивалось мнѣніе духовныхъ лпцъ. Обыкновенный отвѣтъ духовенства заключался въ томъ, что «государь и дума его премудры, опытны, гораздо способнѣе духовныхъ судить о томъ, что полезно для государства, потому что духовные за- нимаются только служеніемъ Богу и предметами, относящимися до религіп. Поэтому они просятъ го- сударя и думскпхъ людей сдѣлать нужное постано- вденіе. а они, вмѣсто совѣтовъ, будутъ помогать имъ молитвами». Въ какомъ видѣ высказывались мнѣнія остальныхъ лпцъ, можно видѣть лучше всего изъ собора 1642 года, по случаю взятія ка- заками Азова. Вопросъ заключался въ томъ — удер- жать ли Азовъ и защищать его противъ турокъ, пли же уступить имъ. Въ первомъ случаѣ нужно было начать войну, а для нея требовались болынія средства, государство же было разорено;и вотъ царь рѣшился собрать мнѣніе всѣхъ *сословій. Велѣно было «выбрать изо всѣхъ чиновъ, изъ лучшихъ, среднихъи меныпихъ, добрыхъ и умныхъ людей, съ кѣмъ объ этоаъ дѣлѣ говорить... и имъ помыс- лить о томъ накрѣпко и государю мысль свою объ- явить на письмѣ, чтобъ ему, государю, про все то было извѣстно». Духовенство ответило, что разсуждать о воен- номъ дѣлѣ ему не въ обычай, и что вопросъ этотъ можетъ быть рѣшенъ его царскимъ величествомъ, его государевыми боярами и думными людьми. ■■ Бели, государь, — продолжало духовенство, — по на- стоящему времени твое царское величество изво- литъ рать строить, то мы, твои государевы бого- мольцы, ратнымъ людямъ рады помогать, сколько силы нашей будетъ». Стольники отвѣчалп, что взять пли невзять Азовъ, — въ томъ его царская воля; сборомь рати и запасовъ государь распорядиться воленъ, а онп, стольнпкп, на его службу готовы, гдѣ имъ государь велитъ быть». Головы и сот- ники стрѣлецкіе отвѣчали, что «во всемъ госуда- рева воля, а мы, холопы его, служить рады и готовы, гдѣ государь ни укажетъ». Дворяне отвѣчали то же; но одни изъ нихъ прибавляли къ этому; «а бѣд- ность нашего города вѣдома ему, государю, и его боярамъ». Другіе говорили; «а разорены мы пуще турскихъ и крымскихъ бусурмановъ московскою волокитою, отъ яеправдъ и отъ неправедныхъсу- довъ». Третьи, при той же готовности исполнить волю царя, жаловались на лихоимство дьяковъ и подьячпхъ и тутъ же просили о помѣстномъ и де- ■нежномъ жалованьѣ, «чтобъ было чЬмъ твою, го- судареву, службу служить». Купцы сказали: «мы, холопы твои, гостишки и гостинной и суконной сотни торговые людишки, городовые, питаемся на городахъ отъ своихъ промыедишковъ, и помѣстей н вотчинъ за нами нѣтъ нпкакихъ; службы твои, го- сударевы, служимъ на Москвѣ и въ пныхъ горо- дахъ ежегодно безпрестанно, и отъ этихъ безпре- станпыхъ службъ и отъ пятинныя деньги, что мы давали тебѣ въ смоленскую службу ратнымъ и всякимъ служилымъ людямъ на подмогу, мно- гіе изъ насъ оскудѣли и обнищали до конца; а будучи мы на твоихъ службахъ въ Москвѣ и въ пныхъ городахъ, собпраемъ твою, судареву, казну за крестнымъ цѣлованьемъ съ великою при- былью: гдѣ собирались при прежнихъ государяхъ и при тебѣ въ прежніе годы сотъ по пятп и по шести, теперь сбирается съ насъ со всей земли нами же ты- сячъ по пяти и по шести и больше; а торжишки у насъ стали гораздо худы, потому что всякія наши торжишки на Москвѣ и въ другихъ городахъ отняли много иноземцы... а въ городахъ всякіе люди об- нищали и оскудѣли до конца отъ твоихъ, госуда- ревыхъ, воеводъ, а торговые людишки, которые ѣздятъ по городамъ для своего торговаго промыс- лишка, отъ пхъ же воеводскаго задержания и на- сильства въ пріѣздахъ торговъ своихъ отбыли. И при прежнихъ государяхъ въ городахъ вѣдали губ ные старосты; а посадскіе люди судились сами ме- жду собою, воеводъ въ городахъ не было»... Размѣръ налога на войну они предоставлялпна полную волю государя и говорили, что рады служить своими головами за царское здоровье и за православную вѣру. Представители черяаго народа жаловались тоже на свое разоренье отъ пожаровъ, отъ сборовъ, отъ рекрутчины, отъ подводъ, отъ городового зе- мляного дѣла, отъ велйкихъ податей, отъ цѣловаль- ническихъ службъ. «И отъ такой великой бѣдяости, говорили они, — многіе тяглые людишки изъ сотенъ и изъ слободъ разбрелися розно, и дворишки свои мечутъ* . Сущность всѣхъ этихъ отвѣтовъ въ томъ, что какъ будетъ государева воля, тому и быть; а между тѣмъ ни народу, ни торговымъ людямъ войны не хотѣлось, и никто изъ нихъ не сказалъ объ этомъ прямо, только жаловались на свою бѣдность и на разореніе отъ тяжкихъ ноборовъ и отъ злоупотре- бленій чиновниковъ. Могло ли бы развиться что ни- будь изъ подобныхъ земскихъ соборовъ, сказать довольно трудно; но исторпческій фактъ въ томъ, что изъ нихъ ничего не вышло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1