Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

227 СТАТЬИ ИСТОРИ Ч Е С К I Я. 228 третій, чтобы кончать княжескія ссоры. Князья были такъ неразборчивы на средстваи имѣли такъ мало гордости, что не особенно дорожили личнымъ своимъ достоинствояъ и весьма усердно забѣгали въ орду, чтобы купить тамъ ханскую милость. Ханъ, напротпвъ, держалъ себя всегда съ достоин- ствомъ и съ сознаніемъ своей силы, что, впрочемъ, не обнаруживало полезнаго вліянія на князей въ нравственномъ отношеніи, а приносило пмъ только ту выгоду, что монгольская поддержка давала боль- шую силу великому князю и помогла Москвѣ взять перевѣсъ надъ другими княженіямн. По смерти Юрія великииъ княземъ сдѣлался братъ его, Иванъ Даниловпчъ Калита, и вотъ ка- кпмъ образомъ. Александръ тверской, повѣривъ глупому слуху, умертвилъ прибывшаго къ нему изъ орды посла Полхана, двоюроднаго брата Узбека, съ бывшими съ нимъ монголами. Узбекъ озлился, потребовалъ къ себѣ Калиту ц послалъ его съ 50.000 войскомъ на тверскую волость. По выра- женію лѣтописца, они «положили пусту всю землю русскую»; но Москва спаслась, и въ слѣдующемъ году Калита получить великокняжеское достоин- ство. Александръ хотя и бѣжалъ въ Литву, но пи- томъ воротился, и вражда между Москвою и Тверью возобновилась, потому что Узбекъ не только про- стить Александра, явившагося къ нему съ повин- ной, но и далъ ему тверское княженіе. Калита разсчптывалъ, что нужно дѣйствовать другимъ пу- темъ, и отправился въ орду. По наговорамъ Калиты потребовали туда и Александра. Этотъ зналъ, что его ожпдаетъ, — Александра вмѣстѣ съ сыномъ роз- нилипо суставамъ, а Иванъ Даниловичъ отправился изъ орды «съ велпкпмъ пожалованіемъ и честью и возвратился въ Москву съ великою радостью и веселіемъ», — какъ выражается лѣтописецъ, — потому что отдѣлался отъ соперника. Теперь московскій князь сталъ силенъ; онъ на- чалъ прикупать земли, чтобы увеличить свою мо- сковскую вотчину, и дѣлать насидія надъ своими сосѣдями. Калита старался всѣмп средствами добы- вать деньги, чтобы прикупать больше селъ и горо- довъ и чтобы дарить хана. Въ этомъ случаѣ его выручали новгородцы, на которыхъ, если они не давали денегъ, Калпта ходшгь съ войскомъ и опу- стошалъ Новгород скія владѣнія. Кромѣ перевѣса надъ Тверью, увелпченію значенія Москвы служило еще слѣдующее обстоятельство. Еще въ 1299 году мптроиолитъ Максимъ оставплъ Кіевъ, истощенный и опустошенный, и для безопасности переѣхалъ во Владиміръ. Съ мптрополитомъ Петромъ Калита умѣлъ сойтись такъ, что Петръ жилъ въ Москвѣ больше, чѣмъ въ другпхъ городахъ; здѣсь умеръ и здѣсь былъ похороненъ. Калпта зналъ хорошо, какую силу даетъ Москвѣ присутствіе митрополита и что выиграетъ она отъ того, если онъ будетъ похороненъ въ ней. И дѣйствптельно, митрополптъ ѲеогнОстъ и всѣ слѣдующіе уже не оставляли Мо- сквы. Такимъ образомъ, Москва сталапервопре- стольнымъ градомъ и очутилась на пути полнаго развитія своихъ силъ. Наслѣднпкамъ Калиты оста- валось только слѣдовать той же спстемѣ, которая, впрочемъ, уже такъ выяснилась и опредѣлилась, что централизація развивалась затѣмъ весьма легко. Нужно, однако, отдать справедливость наслѣдни- камъ Калиты, что традиціонныя преданія переда- вались ими строго своимъ наслѣдникамъ и также ими строго соблюдались. Иванъ Калпта началъ первый писать «Велпкій князь всея Руси», а че- резъ полтораста лѣтъ, при Иванѣ III, явился госу- дарственнымъ гербомъ двуглавый, коронованный орелъ съ распростертымикрыльями и титулъ: «Іоаннъ, Божіею милостію государь всея Руси п велпкій князь владимірскій, п московскій, и новго- родский, и псковской, и тверской, и угорскій, п вятскій, п пермскій, и болгарскій». Москва въ это время сложила уже вполнѣ едино- властительство; Новгородъ былъ покоренъ, мон- гольское иго сброшено окончательно, и теперьмо- сковская власть направиласвоп силы на увелпченіе своего внѣшняго велнчія. Въ этомъ случаѣ помогла Ивану III жена его, Софія Палеологъ, внесшая въ Россію византійскія пмператорскія понятія. Же- нившись на племяннпцѣ впзантійскаго императора, Иванъ является уже монархомъ; онъ ставить себя на царственную высоту, недосягаемую для под- данных!; онъ пересталъуже прпбѣгать къ совѣту бояръ, но «думаетъдуму самъ, или, какъ выра- зился Берсень, «...теперь государь нашъ, запер- шись самъ третей у постели, всякія дѣла дѣлаетъ». Иванъ вводить обрядъ царскаго вѣнчанія на пре- столъ торжественной коронаціей, въ 1498 году, своего сына Дмитрія въ Успенскомъ соборѣ. На- конец! Иванъ сознаетъ уже въ такой степени силу своей личной воли, что говорить: «Развѣ я не воленъ въ своемъ внукѣ и своихъ дѣтяхъ? Кому хочу, тому и дамъ княжество». Герберштейнъ замѣчаетъ, что сынъ Ивана III, великій князь Ва- силій, по силѣ своей властп, превосходить всѣхъ монарховъ въ свѣтѣ. Никто изъ подданных! не смѣетъ ему протпворѣчпть или не повиноваться. Онъ пмѣетъ безусловную власть надъ ашзнью и имуществомъкаждаго — духовнаго и свѣгскаго лица. Русскіе говорить, что воля государя есть воля Божія; о дѣлѣ неизвѣстномъ говорить: «знаетъто Богъ да великій князь». Когда бояринъ Берсень Беклемишевъ высказалъ разъ мнѣніе, несогласное съ мнѣніемъ Васплія, то великій князь сказалиему: «Ступай, смердъ, прочь, — не надобенъ ты мнѣ». Сынъ Вагилія, Иванъ IV, избранный не мятеж- ной волен парода, какъ это водилось въ другпхъ странахъ, но наслѣдственный государь и помазан- никъ Божій, принимает! названіе царя и самый тор- жественный тптулъ: — Троице нресущественная и пребожественная и иреблаган правѣ вѣрующпмъ въ Тя истпннымъ христіаномъ, дателю премудрости, преневѣдомый и пресвѣтлій Крайній Верхъ, на- правн насъна истину Твою и наставинасъ на по- велѣнія Твоя, да возглаголемъ о людяхъ Твопхъ по волѣ Твоей. Сего убо Бога нашего, въ Тропцѣ сла- вимаго, милостію и хотѣніемъ удрьжахомъ ски- петръ Россійскаго царствія мы, великій государь, царь и великій князь Иванъ Васильевич!, всея Россіи самодержецъ, владимірскій, московски),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1