Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

«Вотъ знаменіе моей смерти!» Царь ведѣлъ соби- рать астрологовъ ио Россіи и Лапландіи. Ихъ собралось въ Москвѣ до 60 человѣкъ,п они предска- зали царю смерть. Волхвы и астрологи,приходив- шіе къ намъ изъ Лаплавдіи, занималисьпредска- заніямп на основаніп небесвыхъ явленій, и народъ еще до сихъ воръ боится комсть и въ появленін ихъ вндитъ предзнаменованіе своихъ бѣдствій. Кудеснпчество авгуровъ точно также внесло въ русское міровоззрѣніе свое вліяніе. Крики ворона, вороны, совы считаются предвѣстяиками бѣдствій; по кукованію кукушки опредѣляется число лѣтъ жизни человѣка; въ пѣніи курицы усматриваютъ пророчество на скорую смерть или какое нибудь другое домашнее неблагополучіе; наконецъ, въ святочныхъ гаданіяхъ клеваніе зеренъкурами слу- жить предсказаніемъ нредстоящаго брака. Прогностики древней Греціи объясняли счастіе и несчастіе снами и для устранснія бѣдствій при- бѣгали къ очистительнымъ молитвамъ. Русскій человѣкъ, усвоившій воззрѣніе прогностпковъ, до сихъ поръ вѣритъ снамъ,до сихъ поръ прибѣгаетъ къ очистительной молитвѣ. Мистагоги, толковавшіз аѳинянааъ таинства при явленіи странныхъ прпзраковъ, точно также имѣли вліяніе на русское міровоззрѣніе. И нашъ простолюдиаъ, особенно деревенскій, до сихъ поръ вѣрптъ въ видѣнія, до сихъпоръ боится ходить въ баню иослѣ двѣнадцатп часовъ, до сихъ поръ боится кладбища, въ которомъ по преимуществу жпвутъ страшвыя видѣнія и призраки. Пифонисы — греческія волшебницы — были, какъ кажется, псточникомъ чародѣйской мудростинашихъ колдуновъ. По крайней мѣрѣ, несомнѣнно, что пріемы греческихъ чернокнижниковъ имѣли большое воспитательное вліяніе на нашихъ колдуновъ и чаро- дѣевъ. Такъ, по виду и положенію тѣла умершаго человѣка наши колдуны опредѣляютъ будущую участь его семейства. Падающая звѣзда служить вѣриымъ признакомъ чьей либо смерти. Нашенты- вавіе на воду считается необходпмымъ при отыска- ніи пропавшей вещи и похитителей ея. Колдуны наши вызываютъ тѣни и души умершихъ, и народъ слѣпо вѣритъ въ ихъ могущество надъ духами. Наши поселяне опредѣляютъ по дыму погоду и ды- момъ унпчтожаютъ многія болѣзви скота. На свят- кахъ дѣвушки и до сихъ поръ гадаютъ въ зеркало о суженомъ, о жизаи и смерти отсутствующаго и дыотъ воскъ въ воду для узванія своей судьбы. Наши знахари рѣшаютъ участь людей, кидая уголь въ воду н замѣчая, не кппитъли она. Наши дѣ- вушкп или женщины, услышавши весною въ первый разъ громъ, бѣгутъ къ водѣ для умыванія, думая, что умываніе въ это время водою можетъ сообщить лучшій цвѣтъ лицу. Селянинъ думаетъ, что появле- ніе мышей предвѣщаетъ всегда бѣдствіе и грозить неурижаенъ. По бѣлымъ пятнышкамъ, являющимся на ногтяхъ, судятъ о здоровьѣ и болѣзнп человѣка пли предсказываютъ прибыль. По зародышу кури- наго яйца деревенскія беременныя женщины судятъ, какого пола родится у нихъ ребенокъ. Уроды- жпвотныя наводятъ на простолюдина ужасъ и уби- ваются, какъ порожденіе нечистой силы. Наши кол- дуны смотрятъ съ велпкпмъ уваженіемъ на золу, какъ на вспомогательноесредство для прорицаній, и каждый колдунъ имѣетъ при себѣ золу изъ семи нечей, которой посыпаетъ слѣдъ человѣка во время колдованія. Нашъ крестьянинъ, разсердившпсь на своего сосѣда, бросаетъ наего дворъ горстямизолу, думая этимъ истребить всякую растительность на землѣ своего врага, и т. д. Всѣ эти вѣрованія пере- шли къ намъ прямо изъ греческаго міра и у древ- нихъ грековъ составляли предмета занятій особыхъ, спеціальныхъ вѣдуновъ и имѣлп свои спеціальныя названія, какъ: антропомантія, аэромантія, гидро- манта, катопромантія и т. д. Вліяніе Греціи отразилосьеще другпмъ образомъ на нашемъ христіанекомъ міровоззрѣніи. Христіанская философія пошла вразрѣзъ съ философіей языческой н, явившись врагомъ ея въ Греціи, явилась такимъ же врагомъ ея и у насъ въ Россіи. Можно сказать, что языческое и христиан- ское греческое міровоззрѣніе вошли къ намъ едино- временно, п немедленно меягду ниминачалась борь- ба, продоляіающаяся даже до спхч, поръ. Митрополита Фотій, въ посланіи къ новгород- скому архіепископу въ 1410 году, ппсалъ: «Учите, чтобы басней не слушали, лнхпхъ бабъ не пріпмали, ни узловъ, ни примолвленія, ни зелія, ни вороженія, и гдѣ таковыя лпхія бабы находятся, учите ихъ, чтобы престали». Новгородски! архіеппскопъ Ген- надій въ посланіп къ Нифонту, епископу суздаль- скому, говорилъ: «Уже нынѣ ругаются христіан- ству: вяяіутъ кресты на вороны и на вороны... Воронъ летаетъ, а крестана немъвязанъ древянъ... а на воронѣ креста мѣдянъ. Да привели ко мнѣ попа, да діакана, а они дали крестьянину креста тѣльнпкъ: древо плакунъ... а христіанъ учалъ съ тѣхъ мѣста сохнутп, да немного болѣлъ, да умеръ». Изъ этихъ словъ видно, что и самъ архі- еписконъ не былъ чуяедъ вѣры въ чернокнижіе. Въ 1678 году Мисаилъ, митрополита бѣлгород- скіп, ппсалъ къ Никодиму, архимандриту курскаго знамеискаго монастыря: «Да въ городахъ же и уѣз- дахъ мужескаго и женскагопола бываютъ чародѣи и волхованіемъ своимъ и чародѣйствомъ многихъ людей прелыцаютъ. Многіе люди тѣхъ волхвовъ и чародѣевъ въ домъ къ себѣ къ малымъ дѣтямъ и больнымъ младенцамъ призываютъ, а они всякое волхованіе чинятъ и отъ правовѣрія православ- ныхъ хрнстіанъ отлучають». Въ «Стоглавѣ говорится»: „Нѣціи непрямо тя- жутся, а поклепавъ креста цѣлуютъ, на полѣ бьются и кровь пролпваютъ, и въ тѣ поры волхвы и чародѣйнпкп отъ бѣсовскпхъ наученій пособіе пмъ творятъ, кудесы быотъ и въ «Аристотелевы Враты» и въ ч<Рафлп» смотрятъи по звѣздамъ и по ланитамъ глядаютъ и смотрятъ дней и часовъ... И на тѣ чарованія надѣясь поклебца и ябеднпкъ не мирятся и креста цѣлуютъ и на полѣ біются, н поклепавъ убиваютъ... Злыя ереси, кто знаетъ ихъ и держатся... «Рафли-Шестокрылъ», «Воронограй», «Остромій», «Зодѣй»,«Альманахъ», «Звѣздочетьи», «Аристотель», «АристотелевыВрата» и ины якобп бѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1