Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

259 СТАТЬИ ИСТ 0 Р И Ч Е С К I Я. 260 совскія... тѣхъ всѣхъ еретическихъ книгъ у себя бы ае держали и не члп... Въ первый понедѣльншсь петрова поста въ роща ходятъ и въ налнвкахъ бѣ- совскія потѣхи дѣятъ... Въ велпкій четвергъ по- рану солому иалятъ и клпчутъ мертвыхъ; нѣкото- ріи же невегласа попы въ велпкій четвергъ соль предъ престолъ кладутъ и до седьмого четвергапо велицѣ дни тамъ держатъ и ту отдаютъ на враче - ваніе людямъ и скотамъ... По селамъ и волостемъ ходятъ лживые пророки, мужики и жонки, п дѣвки и старый бабы, наги и босы и волосы отростивъи распустя, трясутся и убиваются, а сказываютъ, что имъ являются св. Пятница и св. Анастасія и заповѣдуютъ въ среду и пятокъ ручного дѣла не дѣлати, и женамъ не прясти, и платья не мыти, и каменія не разжигали». Борьба, которую приходилось выдерживать съ зашедпшыъ къ намъ греческимъ суевѣріемъ, была не легка, потому что оно проникло не только въ крестьянскую избу, но и въ царскія палаты, и пмѣло видъ книжнаго ученія, ибо распространялось въ печатныхъ книгахъ и спискахъ. Мы уже ви- дѣли, какъ поступилъ Иванъ Грозный, когда по- явилась въ Москвѣ комета. Не лучше поступалъ и отецъ его. Князь Курбскій разсказываетъ, что «Васпліп съ законопреступноюженою юною сущей, самъ старъ будучи, искалъ чаровниковъ презлыхъ отовсюду, да помогутъ ему къ плодотворенію... о чаровнпкахъ же оныхъ такъ печашася посылающе по нихъ тамо п овамо ажъ до Корелы, и оттуда вривожаху пхъ къ нему...» Иванъ IV ппсалъ Курбскому: «Наши пзмѣнники — бояре наустиша скудожайшій умомъ народъ, что будто матери на- шей мати, княгиня АннаГлинская съ своими дѣтьми и съ людьми, сердца человѣческія вымалп и та- ковымъ чародѣйствомъ Москвы попалили». Въ 1632 г., во время войны съ Литвою, запрещено было ввозить въ московское государство хмѣль, потому что лазутчики донесли, что какая-то баба- вѣдунья наговарнваетъ на хмѣль, чтобы тѣмъ хмѣлеиъ, когда онъ будетъ ввезенъ въ Московію, навести моровое повѣтріе. Если подобный воззрѣнія жили въ головахъ цар- ственныхъ особъ и высокоиоставлепныхъ прави- тельственныхъ лпцъ, имѣвшпхъ большую возмож- ность отрѣшиться отъ суевѣрія, то очень понятно, какой сумбуръ обиталъ въ головѣ простонародья. Въ простомъ народѣ, кромѣ суевѣрія, забредіпаго къ намъ съ «Рафлямп», «Аристотелевыми Вратами» и т. д., жпло еще поклоненіе языческимъ славян- скимъ божествамъ и по преимуществу поклоненіе частнымъ семеннымъ богамъ. Изъ словъ Христо- любца видимъ, что еще въ XVI ст. было яшво у насъ поклоненіе роду и рожанпцамъи что оно сопро- вождалось разными увеселеніями. Христолюбецъ говорить: «Не подобаетъ крестьянамъ пгоръ бѣсов- скихъ играти; иже есть плясьба, гульба, пѣсни бѣсовскія и жертвы пдольскія, иже огневи молятся и виламъ и Мокоши и Симу, Реглу и Перуну, и роду и рожанпцамъ и всѣмъ тѣмъ, иже суть имъ подобна». Поэтому понятно, какъ наши христіанскіе учи- тели п какъ наше духовенство должны были воз- ставать противъ всякихъ суовѣрій, тѣмъ болѣе, что, какъ мы видѣлп, и самые«невегласапопы въ великій четвергъ соль предъ престолъ кладутъ и до седьмого четверга по велицѣ дни тамъ держатъ и ту отдаютъ на врачеваніе людямъ и скотамъ». Вотъ почему, рѣзко возставая противъ всего язы- ческаго и бѣсовскаго, хрпстіанскіе учители впали въ кранній аскетизмъи вмѣсто одной крайности стали проповѣдывать другую. Наши хрпстіанскіе проповѣдники начали нреслѣдовать всѣ увеселе- нія, игры, забавы, музыку. Они считали бѣсовскою потѣхою даже народныя пѣсни. Имъ казалось, что единственная душеспасительная жизнь требуетъ полнаго отрѣшзнія отъ всякаго наружнаго прояв- ленія радости и довольства и должна заключаться исключительно въ набожности. Имъ хотѣлось всю Русь превратить въ монастырь и весь народъ въ монаховъ и монахинь. Въ поученіи Ефрема Сирина говорптся, что Христосъ посредствомъ пророковъ и аиостоловъ, «а діаволъ зоветъ гусльмп и плесцѣ и пѣснями пепріязненными и свирельмп. Богъ вѣ- щаетъ: пріидите ко мнѣ вси, и никто не двинется, а діаволъ устроптъ сборище, и много набирается охотниковъ. Заповѣдай иостъи бдѣніе — всѣ ужас- нутся и убѣгутъ, а скажи пирове ли, вечеря ли, пѣсня пріязны, то всѣ готовы будутъ и потекутъ аки крылаты». Взамѣнъ этихъ богопротнвныхъ забавъ, духо- венство усиливалось пріучить народъ къ забавамъ, по его мнѣнію, чисто-христіанскимъ. Однако, на- родъ подчинялся туго внушеніямъ пастырей церкви, и только отдѣльные, наиболѣе благочестивые люди и люди грамотные и знатные, составлявшіе высшій слой населенія, подчиняли порывы веселости пра- виламъ церковнаго порядка. Дѣйствнтельно, благо- честивые люди и тѣ, которые хотѣли казаться та- кими, не знали другого развлеченія, кромѣ церков- наго пѣнія. Для церковнаго пѣнія въ старину устрое- ны были особенный школы, въ которыхъ мальчики учились у церковныхъ дьячковъ и составляли пѣв- ческіе хоры. Нищіе, просившіе именемъ Христо- вымъ, являлись тоже нѣкоторымъ образомъ учите- лями христіанскаго благочестія, потому что жалоб- ными причитаніями пѣли пѣснп нравственнаго и религіознаго содержанія и умиляли сердца благо- честпвыхъ людей. Домашній образъ жизни стара- лись тоже согласитьсъ оогослужебнымъ порядкомъ, и вотъ начало того монашескаго времяпровожденія, которое сохранилось и до сихъ поръ въ старыхъ купеческихъ домахъ. Вставая отъ сна, русскіп тот- часъ же искалъ глазами образа, чтобы взглянуть на него и перекреститься, ибо сдѣлать крестное знаменіе, смотря на образъ, считалось гораздо прп- личнѣе. Въ дорогѣ, при ночевкѣ въ нолѣ, русскій, вставь отъ сна, крестился на востокъ. Умывшись и одѣвшнсь, люди того времени приступаликъ мо- ленію; въ праздничный день шли къ заутрени, п благочестіе требовало придти со звоноиъ, до начала службы. Въ простой день молились дома, и бого- служеніе по книгѣ исполнялъ хозяинъ. Въ крестовой комнатѣ, пли въ той, гдѣ было больше образовъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1