Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

261 НОВЫЙ О Т В Ѣ Т Ъ НА СТАРЫЙ ВОПРОС Ъ. 262 собиралась вся семья и прислуга, зажигалисьлам- пады и свѣчи, курила ладаномъ, и хозяинъ чпталъ вслухъ утреннія молитвы. Иногда читались цѣлая заутреня и часы. По окончаніи молитвы свѣчи ту- шились, пелены на образахъ задергивались и ка- ждый обращался къ свопмъ домашнимъ занятіямъ. Послѣ ужина совершалось вечернее моленіе. Снова зажигались свѣчи, и домочадцы и прислуга соби- рались на моленье. Предъ господскими праздниками, въ воскресенья, среды и пятницы и въ посты счи- талось неприлнчнымъ спать мужьямъ вмѣстѣ съ женами. Вь ночи, предъ подобными праздниками, благочестивые люди вставали и тайно молились предъ образами. Ночная молитва считалась угоднѣе Богу: «тогда бо нощію умъ ти есть легчаекъ Богу и могутъ тя убо на покаяніе обратить нощныя мо- литвы паче дневпыхъ молебъ... и паче дневныхъ милебъ преклонить ухо свое Господь въ нощныя молитвы». Впрочемъ, нѣкоторыя старпнныя духовныя поученія не обязывали супруговъ удаляться отъ об- щаго лозка въ посты нетровскій и рождественскій. «А въ Петрово говѣніепвъ Филиппово,— говорится въэтихъпоученіяхъ, — невозбранно музкемъсъ своими женами совокуплятпся, развѣ блюсти среду, пятокъ и субботу и недѣлю и господскихъ праздниковъ». ІІослѣ ночи, проведенной супругами вмѣстѣ, счита- лось необходимымъ, прежде чѣмъ подойти къ образу, сходить въ баню. Даже и послѣ омовенія набожные люди не отваживались вступатьвъ церковь и стояли передъ дверьми храма. Молодежь знала, что это значить, и подсмѣивалась. Аскетическій взглядъ христіанскихъ наставни- ковъ на зкенщпну имѣлъ большое вліяніе и на се- мейные нравы. Мула постепенноявился домашнимъ деспотомъ, и семейная равноправность, которою отли- чалась славяне, наконецъ совершенно утратилась. Византійскій аскетизмъ, вмѣстѣ съ восточною рев- ностью, привелъкъ тому, что съ женщиной считалось даже предосуднтельнымъ вести разговоръ. Женщина считалась существомъ ниже мужчины и въ нѣкото- рыхъ случанхъ даже нечистымъ. Этотъ взглядъ со- хранилсявъ народѣ даже и до сихъ поръ. Женщинѣ, напр., не дозволялось рѣзать животное: думали, что мясо его будетъ невкусное. И до сихъ поръ деревен- ская женщина не станетъ рѣзать курицу, а попро- сить мунсчину. Печь просфоры дозволялось только старухамъ. Аскетическое воззрѣніе на женщинувы- разилось полнѣе всего въ одномъ старпнномъ по- ученіи, высказывающемъ слѣдующія мысли: «Что есть жена? Сѣть утворена, прелыцающи человѣки во сластехъ свѣтлымъ лицемъ, высокою выею, очими намизающи, ногами пграющи, дѣлы уби- вающи, многы бо уязвивши низлозки, тѣмъ же въ добротѣ женстѣй мнозп прельщаются и оттого любы яко огнь возгараются... Что есть экена? Свѣтымъ обложница, покоище зміино, діаволь увѣтъ, безъ. увѣта болѣзнь, подпечающая сковрода, спасаемымъ соблазнъ, безъизцѣльпая злоба, купница бѣсов- ская». Прежде бывшая свободная зкизнь для женщины кончилась. Женщина утратилапочти всякое значе- ніе въ семьѣ, и женскій полъ у знатныхъи богатыхъ держали взапертп, какъ въ турецкихъ гаремахъ. Дѣвушекъ держали въ полномъ уединеніи. До заму- жестваоаѣ немогли видѣть мужчинъ, и вопросъ о вы- борѣ мужа рѣшался безапелляціонно родителями. Сдѣлавшись женой, дѣвушка изъодного рабства пе- реходила въ другое. Она должна была проситься и у мужа, чтобы идти въ церковь Самые благочести- вые люди были того мнѣнія, что родптельскій страхъ долженъ быть постояннонадъ дочерьми и что ихъ слѣдуетъ бить почаще, чтобы онѣ не утратили дѣв- ства. Въ основѣ обращенія мужа съ женою лежало то же начало. У мужа висѣла плеть, назначенная исключительно для жены. Иные, впрочемъ, употре- бляла розги, а другіе палку, и колотить или бить жену называлось учить ее. Кго не билъ своей жены, о томъ благочестивые люди говорили, что онъ домъ свой не строптъ и о своей душѣ не радитъ, и самъ погубленъ будетъ и въ семь вѣцѣ, и въ будущемъ, и домъ свой погубить. «Домострой»,желавшій привести въ системупорядокъ семейныхъ отношеній и сооб- щить иаъ утонченную,.по его мнѣнію, гуманность, совѣтуетъ не бить жену кулакомъ по лицу, по гла замъ, не бить ее вообще желѣзнымъ или деревян- нымъ орудіемъ, чтобы не изувѣчить или не допустить до выкидыша ребенка. Онъ находить, что бить жену плетью и разумно, п страшно, и больно, и здорово. До сихъ поръ въ народѣ есть хороводная игра подъ названіемъ: «женина любовь». Въ середину круга изъ мужчинъ и женщинъ становятсядвое, изобра- жающіе музка и жену; хороводные ведутъ кругъ, мужъ ухазкиваетъза зкеною, а жена отворачивается и иренебрегаетъ его ласками. Хоръ поетъ слѣдую- щую пѣсню: Посмотрите, добры люди, Какъ жена меня молодца не любитъ, Душа, сердце мое — неяавидитъ! Я пойду въ Китай-городъ гулятн, Молодой женѣ покупку покупати, Саму, саму предиковинну юбку, Саму, саму предиковинну кофту. Жена моя, женушка, Сердитое мое сердце; Ты постой-ка, жена, Я примѣрю на тебя, Я примѣрю, приложу, Я на женушку погляжу. Посмотрите, добры люди, Какъ жена меня молодца не любитъ, Душа, сердце мое — ненавндитъ! Я поѣду въ Китай-городъ гуляти. Молодой женѣ покупку покупати, Саму, саму предиковинну плетку. Жена моя, женушка, Сердитое мое сердце; Ты постой-ка, жена, Я примѣрго на тебя, Я примѣрю, приложу, Я на женушку погляжу. Посмотрите, добры люди, Какъ жена меня молодца любитъ, Душа, сердце мое — поцѣлуетъ! Увидѣвши, подъ конецъ этой пѣсни, въ рукахъ мужа кнутъ, жена начинаетъ обращаться съ нимъ щ ш -ѵ Р і п - .« А :■ Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1