Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

въ вопросам юридическпхъ и экономических!, должны сами подойти к® нему. Ненужно пугаться, что нѣкоторыя народный воззрѣнія не будут® со- гласны съ нашпми, — они несомнѣнно хорошп, ибо народи, живет® ими съ X вѣка; мы же своими ци- вилизованными понятіями — только съ Петра I. У меня нѣтъ достаточныхъ данныхъ, чтобы представить читателю довольно полную картину народныхъ юридическихъ воззрѣніи. Все, что у меня есть подъ руками и что можно достать въ той мѣстности, гдѣ я живу, ограничивается одной про- граммой географическаго общества. Но и тѣхъ свѣ- дѣній, который помѣщены въ программѣ, будетъ достаточно, чтобы показать читателю всю важ- ность трактуемого въ настоящей сгатьѣ вопроса. Я буду пользоваться этимъ матеріаломъ только частью, по вопросамъ преимущественной важности п болѣе существенными. Начну съ народнаго се- мейнаго права. Для всгупленія въ бракъ закономъ оиредѣлены пзвѣстныя степени родства и свойства, въ предѣ- лахъ которыхъ бракъ допускается. Но въ нѣкото- рыхъ мѣстностяхъ условіе это соблюдается гораздо строже, чѣмъ предписано закономъ. Такъ, напри- мѣръ, въ ІНадринскомъ уѣздѣ, Пермской губ., лица считаются родными и величаютъ другъ друга сва- тами, сватьями, когда по закону нѣтъ между ними никакого родства, и можно было бы завести новое. А между тѣмъ ни одпнъ родитель не рѣшптся дать благословеніе сыну на женитьбу, если невѣста пред- полагается въ какомъ нибудь самомъ отдаленномъ и часто воображаемом!, родствѣ съ женихомъ. Кре- стьяне убѣждены, что малѣйшее нарушеніе этого правила накличетъ несчастіе на всю семейную жизнь новобрачных!,. Поэтому многіе не вступаютъ въ браки въ свопхъ селеніяхъ, а ищутъ невѣстъ на сторонѣ. Подобное же замѣчено и въ нѣкоторыхъ другихъ губерніяхъ. Въ Россіи есть много селеній, жители которыхъ, происходя отъ одного родона- чальника, носятъ одну фамилію, и гдѣ вступать однофамильцами въ бракъ считается грѣхомъ. Но зато есть и такія мѣстности, гдѣ замѣчается совершенно обратное отношеніе къ закону, н это по преимуществу у раскольниковъ. Въ Сибири у инородцевъ братъ можетъ жениться на женѣ умер- шаго брата или на второй женѣ отца, отпущенной им® отъ себя. Въ остзейских® губерніяхъ, гдѣ браки по лютеранскому закону дозволены между двою- родными братьями и сестрами, родной дядя часто женится на своей племянницѣ, но племянник® ни- когда не женится на родной теткѣ. По мѣстнымт, понятіямъ крестьян®, даже православных®, можно жениться на сестрѣ жены своего брата. Относительно разницы въ возрастѣ женящихся крестьянскій быт® представляет® особенность, на- шим® образованным® людям® нензвѣстную. Въ том® же Шадринскомъ уѣздѣ ведется у крестьян® обычай выбирать для вступающаго въ первый бракъ невѣсгу старше его четырьмя и даже пятью годами. Отъ этого дѣвушкн, достигшія уже совершеннолѣтія, обыкновенно долго не выходятъ замуж® и позво- ляют!, себѣ отношенія къ мужчинам®, которыя при другом® условін им® дозволять не приходилось бы. Въ остзейских® губерщяхъ очень часто жена бывает® двадцатью годами старше своего мужа, и вдовы выходятъ обыкновенно замуж® через® два или три мѣсяца послѣ смерти супруга. Обычай этот®, повидимому, пзобличающій женское легкомысліе, въ дѣйствительности доказывает® болѣе ирактиче- скій взгляд®, чѣм® неутѣшность вдов® образован- наго сословія. Крестьянкѣ-вдовѣ нужен® хозяин®, а иначе хозяйство ея разстроптся. Вот® почему, по смерти своего мужа, она торопится пріискать себѣ другого хозяина. Вообще въ простонародьѣ бракъ есть учрежденіе но преимуществу экономи- ческое. Супруги не столько муж® и жена, сколько хозяин® и хозяйка. Отъ этого, в® болыппнствѣ случаев®, как® только мужчины и женщины до- стигают® брачнаго совершеннолѣтія, их® женят®, и вот® почему въ крестьянских® браках® не суще- ствует® такой рѣзкой разницы супругов®, как® въ браках® людей образованных®, у которых®, по крайней мѣрѣ до сих® пор®, бракъ считался учре- жденіёмъ по преимуществу усладительным®. Закон® говорит®, что запрещается вступать в® бракъ без® дозволенія родителей, опекунов® или попечителей. А между тѣмъ есть мѣстностн, гдѣ женятся, не спрашивая согласія родителей. Въ Архангельской губернін таких® самовольно брачу- щпхся зовут® самохотками или самокрутками. Впрочем®, общим® правилом® слѣдует® принять строгую зависимость въ этом® отношеніи отъ волн родителей. Въ остзейских® губерніяхт, сын® никогда не женится без® воли родителей; хозяин®, сын® котораго задумал® жениться, приглашает® къ себѣ старших® родных® и пріятелей, и тут®, общим® міромъ, обсуживают® вопрос®: въ состояніп ли же- них® содержать жену, или же избранная нм® не- вѣста можетъ обезпечпть своего будущаго мужа? Если по экономическим® соображеніямт, бракъ счи- тается возможным®, то отец® дает® свое согласіе. Такъ как® въ крестьянском® быту бракъ есть учрежденіе по преимуществу экономическое, то в® нѣкоторыхъ местностях®, напримѣръ, въ остзей- ских® губерніяхъ, сложился обычай брать яевѣсту на пробу. Дѣвушка, взятая на пробу, подвергается ей недѣлн двѣ или Мѣсяцъ. Въ это время она должна убѣдить своего будущаго мужа, что способна умно и толково вести хозяйство, умѣетъ стряпать и печь, и вообще способна къ крестьянской раб.отѣ. Въ случаѣ неудачной пробы, брак® разстраивается, и дѣвушка уходит® домой. Неудовлетворившей тре- бованіямъ жениха неудача эта общественным® мнѣ- ніемъ не ставится въ упрек®. Но если во время пробы дѣвушка забеременѣетъ, то ребенка обязан® взять къ себѣ отецъ; он® должен® его воспитать и усыновить, как® законнаго. Пред® совершеніемъ браков® людьми образован- ными заключаются обыкновенно, на основаніи за- кона, рядныя записи, и закон® говорит® о прида- ном®, которое приносит® жена мужу. Народ® смот- рит® на это дѣло нѣсколько иначе: родители жениха и невѣсты толкуют® о том®, что даст® невѣста и что даст® жених®. Так®, в® Шадринскомъ уѣздѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1