Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

275 статьи ист когда свадьба совершается не убѣгомъ, невѣста требуетъ отъ женихова отца запросъ, отъ трехъ до тридцати рублей. На эти деньги она покупаетъ подарки для ближайшпхъ родныхъ жениха. Въ Лу- кояновскомъ уѣздѣ отцы жениха и невѣсты усла- вливаются, сколько невѣста должна получить отъ жениха вкладу, т. е. денегъ и верхняго платья. Въ Мологскомъ уѣздѣ женихъ платитъ за невѣсту такт, называемый выводъ, и на эти деньги отецъ невѣсты устрапваетъ пиръ для будущей своей родни. Въ Старобѣльскомъ уѣздѣ прнданаго за невѣстой не берутъ, а, напротивъ, женихъ прп сватаніи даетъ невѣстѣ на наряды отъ трехъ до десяти руб. сер. Сговоръ, совершающійся въ домѣ невѣсты, спра- вляется тоже на счетъ жениха. Свадьба дѣлается тоже на его счетъ. Впрочемъ, есть мѣстности и та- кого рода, гдѣ выговаривается, чтб невѣста должна внести въ домъ. Обыкновенно дѣвушкамъ въ при- даное дается одно движимое имущество: корова, овца, новая шуба и т. д. Но какъ нѣкоторыя не- вѣсты быватотъ такъ бѣдны, что ничего хорошаго новаго завести себѣ не въ сосгояніии, то шуба, каф- танъ и даже сапоги къ вѣнцу даются имъ отъ же- ниха. Въ народѣ большею частью богатые женихи ищутъ себѣ богатыхъ невѣстъ, и, чтобы бѣдной выйти за богатаго, нужно отличаться какими ни- будь особенными достоинствами или необычайной красотой. Но чтобы богатыя невѣсты шли за бѣдныхъ жениховъ, этого почти никогда не бы- ваетъ. Брачный договоръ считается заключеннымъ, когда состоялось рукобитіе, и мѣстами, какъ, на- нримѣръ, у бѣлорусскихъ крестъянъ, внѣшнимъ актомъ согласія слуэкатъ такъ называемые запои- ны. У бѣлорусскпхъ же католиковъ, съ того мо- мента, когда состоялось согласіе, женихъ и невѣста становятся какъ бы супругами, съ тою только раз- ницею, что до вѣнца невѣста должна жить у роди- телей. Съ этихъ поръ жениха зовутъ молодымъ, а невѣсту молодою. Въ день договора невѣста при- готовляетъ свою постель въ амбарѣ или какомъ- нибудь чуланѣ, и въ то время, когда гости пыотъ, женихъ и невѣсга уходятъ спать. Отъ самаго дня заручинъ пли договора женихъ носѣщаетъ свою невѣсту каждую ночь, или еще и чаще, и прнноситъ для нея съ собой гостинцы. Если случится жениху придти къ невѣстѣ довольно рано вечеромъ, мать невѣсты потчуетъ его и при этомъ какъ ему, такъ и своей дочери внушаетъ правила нравственности и цѣломудрія. Конечно, мать очень хорошо знаетъ, что она лукавіггъ, потому что и сама дѣвушкой также принимала своего' жениха втихомолку въ амбарѣ. Относительно имущества, вноспмаго женою въ семью, существуетъ вообще обычай, что оно пере- ходить къ мужу, а если онъ женится въ другой разъ, то къ новой зкенѣ. Если зке отъ первой жены остались дѣти, то оно хранится для дѣтей. Пра- вило это большею частью не соблюдается ужъ вслѣд- ствіе однаго свойства имущества, такъ какъ оно — движимое и заключается обыкновенно въ носильномъ платьѣ. о р и ч Е с к і я. 276 Въ отношеніи прочности семейнаго союза про- стой народъ отличается тѣми зке воззрѣніями, какъ и люди образованные. Если зкенѣ тошно жить отъ своего мужа, то она уходить отъ него къ своимъ роднымъ и уносить съ собою свое имущество. О разводахъ въ крестьянскомъ быту не слышно; но, напримѣръ, въ остзейскпхъ губерніяхъ супруги, недовольные другъ другомъ, расходятся не иначе, какъ обратившись за совѣтомъ къ своему пастору. Народъ вообще смотритъ на семейный союзъ не съ тѣмъ оттѣнкомъ религіознаго благочестія, ка- кого требую іъ церковь и законъ, а понимаетъ су- прузкество, какъ союзъ почти исключительно эконо- мическій: онъ видитъ въ немъ простое сочетаніе рабочихъ сплъ. Поэтому рядомъ съ духовнымъ бра- комъ, признаваемымъ закономъ, встрѣчается въ народѣ н простое сожительство, т. е. мужчина и зкенщина сходятся вмѣстѣ и зкивутъ какъ бы обвѣн- чанные. Такое простое созкительство замѣчается не въ крестьянскомъ быту, а по преимуществу между городскими жителями и изъ нихъ между отставными солдатами. Подобное сожительство сотавляетъ не легкомысленную связь, а, напротивъ, очень проч- ный и нѣжный союзъ, на который народъ смотритъ совершенно безразлично, не бросая укоровъ въ жен- щину и не обвиняя ее въ безнравственности. Имущественный отношенія супруговъ и дѣтей ос- нованы въ болыпннствѣ случаевъ на прпнцііцѣ рав- ноправности. Въ остзейскпхъ губ. имущество при- надлезкитъ нераздѣльно музку и женѣ. Дѣти отъ перваго брака — законные наслѣдники; дѣти отъ второго имѣютъ право только на ту часть, какую внесъ въ семью ихъ родитель. Въ Сибири дѣти, по смерти родителя, дѣлятъ имущество поровну, но домъ есть собственность младшаго сына. Пріемыши въ остзейскпхъ губ. хотя и не пользуются ника- кимъ правомъ на наслѣдство, когда есть законныя дѣти, но отецъ или мать могутъ отдать имъ все, что захотятъ, и это называется дать отъ до- браго сердца. Раздѣлъ имущества меэкду дѣтьми зависитъ со- вершенно отъ воли родителей, еслибы дѣти взду- мали отдѣлиться. По народному обычаю, отдѣляться могутъ только зкенатыя дѣти. Раздѣлы этого рода происходить обыкновенно вслѣдствіе несогласия женщинъ. Члены, выдѣлившіеся изъ семьи, обза- водятся самостоятельнымъ хозяйствомъ и утрачи- ваютъ всякую экономическую связь съ семьей, нзъ которой они выдѣлнлись. Хотя раздѣлы въ кре- стьянскомъ быту встрѣчаются довольно часто, но на нихъ слѣдуетъ смотрѣть все таки, какъ на ис- ключенья. Это потому, что крестьянская семья все- таки экономическая единица, сильная своимъ боль- шпнетвомъ. Раздѣлъ есть экономическая гибель семьи, начало бѣдности всѣхъ, чтб народъ знаетъ очень хорошо. Поэтому болѣе умные и стойкіе отцы рѣшптельно не позволяютъ своимъ женатымъ дѣ- тямъ брести врозь и держать свою семыо въ пол- номъ составѣ. Нерѣдко и послѣ смерти родителей женатые братья живутъ вмѣстѣ общимъ хозяй- ствомъ, и главенство ввѣряется старшему брату, большаку. Такого явленія въ быту образованныхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1