Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

людей мы не замѣчаемъ. У образованныхъ женив- шіеся выдѣляются немедленно изъ семьи, чтобы жить самостоятельно, — ибо экономическія основы образованной семьи совсѣмТ) не тѣ, накакихъ поко- ится семья крестьянская. Въ Эстляндіи раздѣловъ нѣтъ, но отецъ, когда состарится и чувствуете себя не въ состояніи управлять хозяйствомъ, пе- редает ъ его старшему сыну; если же у него за- мужняя дочь, то зятю. Вообще, престарелые ро- дители остаются въ семьѣ н, не будучи въ со- стояніи заниматься полевым работами, занима- ются домашними бездѣлушками, ѣздятъ въ городъ для продажи произведеній семьи; а если слишкомъ стары, то доживаютъ свой вѣкъ, лежа на печи или грѣясь на солнцѣ. И въ этомъ случаѣ воз- зрѣніе народа на семью гораздо соціальнѣе и экономичнее, чѣмъ воззрѣніе людей образованныхъ. Въ быту людей образованныхъ самая обыкновен- ная вещь, что престарѣлая мать или отецъ жи- вутъ отъ своихъ женатыхъ дѣтей отдѣльно и не пользуются отъ нихъ никакой поддержкой. Въ об- разованной семьѣ преобладаетъ принципъ индиви- дуализма; къ ней вполнѣ примѣнимъ извѣстный афоризмъ, что любовь есть эгоизмъ вдвоемъ. У насъ каждый сынъ получаетъ свое отдѣльное вос- питаніе и избираетъ свое отдѣльное поприще. Въ семьѣ, гдѣ, ноложымъ, четыре сына, одного восни- таютъ гусаромъ, другого пѣхотинцемъ, третьяго чи- новникомъ, четвертаго техиологомъ, и всѣ они прямо со школьной скамьи ползутъ врозь, не чув- сгвуютъ, да и не имѣютъ никакой солидарности интересовъ, разбредутся по всѣмъ концами Россіи, переженятся и составить отдѣльные особняки, веч- но нуждающіеся, вѣчно бѣдные. Принципъ эконо- мическая» индивидуализма являемся руководящими началомъ этихъ неразумныхъ и иеразвитыхъ людей. Объ общеніи имущества они не имѣютъ ровно ни- какого понятія п основываютъ свои разсчеты исклю- чительно на размѣрѣ личной экономической про- изводительности. Вотъ причина, почему къ обра- зованными людямъ такъ туго прививаются про- грессивный экономическая понятія, и почему они не въ состояніи усвоить той простой мысли, что въ общемъ дѣлѣ успѣхъ его зависитъ отъ друж- ной совокупности усилій, и что малая сила, столь же необходимая для общаго успѣха дѣла, имѣетъ право на равное вознагражденіе. Экономическая своеобразность народнаго воззрѣ- нія выражается еще въ общинномъ началѣ, примѣ- няемѳмъ нашимъ народомъ, за немногими псключе- ніямп, лишь къ землѣ. Общинное землевладѣніе возбуждало у насъ много толковъ за и противъ. Люди, недостаточно знакомые съ экономической наукой въ современномъ ея развитіп и воспитанные въ принципѣ индивидуализма, везстаютъ еще и до сихъ поръ противъ общиннаго землевладѣнія. Нѣтъ никакого сомнѣнія, что люди этого воззрѣнія, си- стемой попечительства и вмѣшательства, могутъ воспитать народъ въ своемъ экономическомъ прпн- Динѣ и привить народу ошибочный взглядъ насущ- ность обширнаго экономическаго устройства; но, въ такомъ случаѣ, народъ пойдетъ не впередъ, а на- задъ, — не за наукой, а отъ науки. Нестѣсняемый ate искусственнымъ вмѣшательстВомъ, народъ на- правится къ раціональному развитію своего эко- номпческаго общиннаго воззрѣнія, т. е. къ тѣмъ же самымъ выводамъ, къ которыми приближается теперь и западно-европейское населеніе. Въ этомъ отношеніи весьма любопытное явленіе составляетесекта общихъ. По ихъ ученію, осу- ществленному практически, каждая слобода соста- вляете особую общину. Дома для жителей стро- ятся міромъ. Имущество движимое и недвижимое принадлежите безраздѣльно всему братскому обще- ству. Въ каждой слободѣ одна общая касса,одно общее стадо, одно общее скотоводство и полевод- ство. Всѣ работы полевыя и домашнія произво- дятся общиной. Въ каждой слободѣ учреждены общія училища, въ который родители, принадле- жащіе къ общпнѣ, обязаны отдавать своихъ дѣ- тей. Слободы управляются выборными чинами, ко торымъ ввѣряется вся распорядительная, хозяй- ственная, учебная, судебная и нравственно-воспи- тательная части. Относясь къ экономическими и юридическими понятіямъ нашего народа съ строго-критической точки зрѣнія, нельзя не замѣтить, что въ боль- шинствѣ случаевъ въ нихъ недостаетъ соціальнаго момента, т. е. той строгой, послѣдовательной вы- работки и того обобщенія, въ которыхъ именно и заключается сила всякаго міровоззрѣнія, возвы- шающагося только этимъ путемъ до степени твер- даго народнаго убѣжденія. Поэтому согласованіе отдѣльныхъ народныхъ представленій, имѣющихъ отрывочный и спеціально мѣстный характеръ, и возведеніе ихъ въ общій принципъ всей страны требуютъ весьма подробныхъ изслѣдованій народныхъ міровоззрѣній, большой подготовительной работы и еще большей работы для сформировала изъ отдѣльныхъ воззрѣній одного обще-русскаго принципа. Почему же подобное сліяніе не совершилось до сихъ поръ, и почему мы не замѣчаемъ даже и по- пытокъ для его осуществленія? Или народное воз- зрѣніе такъ зловредно, что грозите гибелью' Рос- ши? Но на это мы отвѣтпмъ, что народъ живете десять вѣковъ и не учинилъ никакой бѣды и ни- какой гибели ни для одной изъ тѣхъ коренныхъ основъ, на которыхъ покоится государство. Въ чемъ же, слѣдовательно, нужно искать причину обособленія нашихъ образованныхъ сословій, въ то же время тяготѣющихъ къ народу? Въ чемъ причинатого, что наши лучшіе люди, съ самаго пробужденія въ нихъ національнаго сознанія, стре- мились къ соединенно съ народомъ и усиленно мечтали слиться съ ним®? Единственная причина въ томъ, что до сихъ поръ мы занималисьтолько однѣмп мечтами, что мы тяготѣемъ къ народу од- нимъ воображеніемъ и никогда не задавали себѣ серьезиаго вопроса о томъ, въ чемъдолжна заклю- чаться практическая сущность этого сближенія. Программа, мнею предлагаемая,конечно, очень обширна, требуете, громадной подготовительной работы и еще больше послѣдующаго труда; но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1