Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

XXI XXII лодными, чисто-формальными изложеніями прописной морали, который, конечно, столь же холодно и формально воспринимались. Тѣмъ горячѣе усваивались вліянія стороннія, «неказенный», имѣвшія извѣстную прелесть уже именно одною своею неказенностью. Од- ними въ этомъ отношеніи счастливилось, то есть стороннія вліянія подбирались добрыя; другими — нѳсчастливилось. Обстановка юнаго ІПелгунова была не изъ счастливыхъ: на глазахъ у начальства все обстояло благо- получно, а за глазами начальство осмѣива- лось; изъ какихъ-то казармъ, невѣдомыми для дисциплины путями, заносились, въ видѣ контрабанды, разныя гадости и кощунства; и, безъ сомнѣиія, много молодыхъ душъ на- всегда погибло въ этомъ двусмысленномъ и грязномъ омутѣ, а слѣпая дисциплина была довольна: ея требованія исполнялись. Но иныхъ спасали опять-таки какія нибудь слу- чайности, счастливыя, но столь же непред- видѣнныя системой, невѣдомыя ей или даже прямо ею преслѣдуемыя. Шелгуновъ былъ спасенъ благородствомъ и чистотою своей натуры. И онъ, мальчикомъ, купался въ гряз- ныхъ пошлостяхъ, но грязь не приставала къ нему. Онъ неприкосновенно сохранили спо- собность плакать чистыми слезами умиленія и мечтать о роли нроповѣдника истины. И мечта исполнилась, потому что — что ate та- кое вся жизнь Шелгунова, какъ не жизнь проповѣдника? Мечта исполнилась благодаря шестидесятыми годами, которые призвали къ дѣятельности, въ числѣ другпхъ, и Шел- гунова и навсегда опрѳдѣлили его жизнен- ный путь. Мы видѣли ретивость, съ которою Шел- гуновъ, разъ сознавъ пробѣлы своего школь- наго образованія, принялся ихъ пополнять. Съ такою ate ретивостью отдался онъ потомъ и дѣлу распространенія знаній. Очень въ этомъ отношеніи характеренъ приведенный выше поводъ происхожденія статьи: «Россія до Петра I». Шелгуновъ написалъ ее потому, что приняли близко къ сердцу пора- зительное незнаніе русской исторіи, обнару- женное достаточно великовозрастными капи- танъ-лейтенантомъ и членомъ суда по поли- тическому дѣлу. Одна изъ его статей («Исто- рическая сила критической личности») окан- чивается такими діалогомъ: «Тутъ нѣгъ ни- чего новаго, я это зналъ и прежде, — ска- жете читатель. — И прекрасно, если ты зналъ это». Дескать, ты зналъ, такъ другой не зналъ, а, можете быть, тебѣ только кажется, что ты зналъ, а если и въ самомъ дѣлѣ зналъ, такъ ничего, повтори, — лучше знать будешь. Любопытно, что одна изъ статей Шелгунова, посвященная обзору бѣдствій, причиняемыхъ человѣчеству рабствомъ, вой- нами и экономической неправдой, озаглавлена: «Убыточность незнанія». И хотя въ самомъ концѣ статьи пробивается нѣкоторый скеп- тицизмъ по отношенію ко всеиецѣляющей и всеутѣшающей роли знаю'д, но ішочъ къ статьѣ всетаки очень вѣрно указанъ загла- віемъ: «Убыточность незнанія», къ каковой убыточности сводится большинство бѣдъ и золъ. Просвѣтить, научить тѳмныхъ — такова, прежде всего, задача. Это надо имѣть въ виду при чтеніи многихъ статейШелгунова, писанныхъ въ шестидесятыхъ годахъ и мо- гущихъ показаться иному нынѣшнему чита- телю нѣсколько многословными и элементар- ными. Что же касается вѣры въ силу знанія, вѣры, которая опять-таки можете показаться нынѣіпнему читателю нѣсколько преувели- ченною, то она вполнѣ объясняется обстоя- тельствами времени. Въ ту пору задача, сто- явшая передъ обществомъ, представлялась столь непререкаемо ясною, что людянъ вро- дѣ Шелгунова казалось, что только недоста- токъ знаній и можете препятствовать усвое- нію и разрѣшенію ѳя: такъ ярко горѣло солнце на историческомъ небѣ, что всякое своекорыстіе и всякіе противообщественные личные интересы должны растаять сами со- бой, какъ только масса узнаете то, чего она не знала; а она не знала, можно сказать, ничего. Отсюда это множество популярныхъ статей по самымъ разнообразнымъ отраслями знанія, наполненныхъ иногда одними чисто- фактическими свѣдѣніями. И, безъ сомнѣнія, въ свое время статьи эти открывали множе- ству читателей совершенно новые горизонты и сослужили большую и хорошую службу, претворившись въ общее сознаніе и, такъ сказать, распустившись тамъ. Если онѣ те- перь кажутся элементарными, то это участь не только компилятивныхъ статей, предпри- нятыхъ съ цѣлью популяризаціи тѣхъ или другихъ знаній, а до извѣстной степени и руководящихъ работъ, отмѣченныхъ печатью исключительныхъ дарованій. Говоря о знаме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1