Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

297 .ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИЦИЗМ Ъ. 298 щаго блага. Въ 1702 году Петръ уничтожаетъ губ- ныхъ староста, этотъ послѣдній остатокъ старины, п забота о личной безопасности отходитъ въ сферу интересовъ государственныхъ. Теперь все стано- вится интересомъ государственнымъ, все служить только его общимъ цѣлямъ, все частное обобщается въ идеѣ государства и въ представптелѣ ея, все- объемлющемъ царѣ. Для выполненія его идей со- здается особое служилое соеловіе, совершенно не- похожее на прежнее родовитое боярство, развив- шееся изъ княжеской дружины. У новыхъ слугъ нѣтъ никакой традиціи, ничего предыдущаго: у нпхъ есть только табель о рангахъ; они вырвано изъ жизни, изъ земскихъ интересовъ и, совершенно изолированные, стоить въ распоряженіи власти, какъ послушное орудіе, качества котораго опредѣ- ляются его исполнительностью. Противорѣчіе, заключающееся въ мысли Петра, могло обнаружиться только впослѣдствіи, когда точнѣе опредѣлился вопросъ объ интересахъ госу- дарства. Въ момента той черновой работы, которую свершалъ Петръ, при госиодствѣ въ Европѣ абсо- лютистскихъ теорій и практики римскаго государ- ства, государственный пнтересъ понимался очень просто. И Петръ понпмалъ его тоже просто. Внѣш- няя сила п могущество п объединеніе всего въ силь- ной центральной власти, сильная армія и флота, стройный механизмъ, повинующійся одной двигаю- щей его прунсннѣ, — вотъ пдеалъ государственнаго блага, какимъ онъ являлся въ ыонархіи Людо- вика XIV и Карла XII, пославшаго свой сапогъ въ шведскій государственный совѣтъ. Если учре- жденія государственный всегда соотвѣтствуютъ ка- кой нибудь потребности общественной жизни; если реформы отвѣчаютъ всегда основнымъ, главнымъ вопросамъ государства; если въ порядкѣ постепен- ности и политической логики свершается сначала все неотложяо-непзбѣяшое, а потомъ уже второе; если благо государства въ его внѣшней стройности и во внѣшнемъ могуществѣ, — то логика реформъ Петра Велпкаго есть истинная государственная ло- гика. Но если внѣшнее могущество есть результата внутренней силы; если внѣшняя стройность есть слѣдствіе внутренней стройности мыслей и гармоніи пнтересовъ, то основаніе, на которонъ стоялъ Петръ, было односторонне-ошпбочно и могло вести только къ анархическимъ послѣдствіямъ. Убѣдившись въ непригодности для цѣлей госу- дарства боярскаго элемента, Иванъ IV обращается кь элементу земскому, даетъ общинамъ право уго- ловнаго суда и завѣдыванія народно-финансовымъ хозяйствонъ на выборноиъ началѣ. Грозный дѣ- лаетъ это не потому, чтобы усматривалъ въ народѣ вполнѣ сложившуюся силу для безошибочнаго раз- рѣшенія своихъ народно -хозяйственныхъ цѣлей, — онъ дѣлаетъ потому, что отъ крестьянъ «челобитья великія и докука непрестанная» на намѣстнпковъ, праветчиковъ и на всю царскую служню, живущую кормленіемъ; что какъ бы общины ни управлялись скверно сами собой, управленіе это ужъ нпкакъ не можетъ быть хуже унравленія намѣстническаго. Петръ находится совершенно въ такомъ же положе- СОЧИНЕВХЯ Н. В. ШЕЛГУНОВА Т. I. ніи, какъ Иванъ IV. Съ одной стороны, непригод- ное старое служилое сословіе съ мѣстническнми понятіями и съ мыслью «о кормленіи отъ дѣлъ»; съ другой,— такая же неурядица во всемъ бытовоыъ механизмѣ. Дарь создаетъ себѣ новую служню и вводить, какъ Иванъ IV, начало личной заслуги, внѣшнимъ признакомъ котораго является «чинъ», а постепенность заслугъ опредѣляется «табелью о рангахъ». Но эта новая служня, чтобы дѣйствовать въ характерѣ реформъ Петра, нуждается въ пред- варительной подготовкѣ. Съ невѣжественнымп по- нятіями она соединяетъ одно желаніе служить, думая, какъ и встарину, «кормиться отъ дѣлъ». Теперь это даже болѣе, чѣмъ прежде, ибо прежнее служилое сословіе было помѣстнылъ, теперь ate служба оплачивается непосредственно государствен- ной казной и оплачивается недостаточно. И уза- коненное «кормленіе» переходить въ беззаконное ли- хоимство, взяточничество и казнокрадство. Даже Меныпиковъ обкрадываетъ казну. Воспитывая свою служню, царь долженъ быть вездѣ, вездѣ носмо- трѣть, показать, устропть. Но самая сильная лич- ная энергія не въ состояніи вынести такой задачи, и къ концу царствованія энергія Петра не только упадаетъ, но ему приходится сознаваться публично въ своихъ ошибкахъ. По поводу неудавшагося сената въ указѣ 1722 года онъ говорить: «Сіе сначала не осмотря учинено, что нынѣ исправить надлежптъ». Въ низшихъ присутственныхъ мѣстахъ исправленіе оказывалось и еще болѣе необходимымъ, но что же могъ сдѣлать одпнъ Петръ своимъ однимъ лицомъ? Исходя пзъ разсудочныхъ основъ, Петръ былъ логиченъ, какъ само римское право. Петръ строить государство по образцу часовъ, разрѣшая госу- дарственную задачу, какъ задачу математическую. Государство п его благо есть отвлеченная пдея, невидимая и неосязаемая, безтѣлесный припципъ, понимаемый разсудочнымъ настроеніемъ и ухо- дящій въ абстракцію. Стройная, всемогущая адми- нпстрація, дѣйствующая для великой цѣли госу- дарственнаго блага, есть внѣшнее выражевіе этой идеи. Въ этой формулѣ, широкой п неясной, недо- стаета реальнаго содержанія. И вотъ, великая цѣль, за недостаткомъ людей, привлеченныхъ къ военной службѣ, поручается отставнымъ офице- рамъ. Поелѣдствія этой мѣры слѣдующія: Мпндхъ, видѣвшій реформы Петра, пшнетъ, что всѣ гра- жданами дѣла Россіи управляются секретарями и оберъ-секретарямп, потому что военный лпца, на- значаемый президентами и вице - президентами, совершенно не знаютъ основныхъ гражданскихъ законовъ государства и адмпнпстративныхъ поряд- ковъ и по необходимостп должны подписывать бумаги, предлагаемый имъ секретарями. Даже въ комиссіальныхъ управленіяхъ дѣлается все по ука- заніямъ секретарей, и, такпмъ образомъ, вся гра- жданская судьба Россіп находится въ рукахъ кан- целярій. Еще и въ недавнее время мы впдѣли этотъ порядокъ, начало которому положилъ Петръ. Не обратившись къ земскпмъ силамъ, какъ это 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1