Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

329 ПОПЫТКИ РУССКАГО С О 3 а 4 1 I я. .330 востью, — и вотъ Петръ пришей! на помощь, и Рос- сия поспѣпшла принять его услугу. Разъедпненіе, которое замѣчали славянофилы, заключалось не въ томъ, что Петръ будто бы на- вязалъ Россіи силой нендущія къ ней нонятія и формы жпзнп, а въ томъ, что его реформа не охва- тила всей русской жпзнп п некоснуласьтого быто- вого славянскаго зла, которое наконецъ и побу- дило русскую мысль искать поправки своего оши- бочнаго суждеиія. Въ существѣ реформы, слѣдова- тельно, не заключается ничего разъединяющаго, а есть только неполнота, которой Петръ не замѣчалъ, да и не могъ замѣтить. Въ существѣ реформы, слѣ- довательно, нѣтъ ничего ненаціональнаго, — -въ ней отвѣты на русскіе же вопросы, но только не на всѣ. Въ томъ, что прогрессивнаяидея Петра была вполнѣ русской идеей, заключается причина, что русская мысль охотно приняла ее, даже съ извѣстными по- жертвованиями, потому что только съпожертвова- ніями и можно было достигнутьгла.внаго. Пришлось вторымъ пожертвовать первому, потому что иначе не было бы ничего. Петръ не виновата въ томъ, что у Россін не было ни умственныхъ, ни матеріаль- ныхъ силъ, чтобы обнять сразу всѣ европейскія идеи и сразу вступить въ широкую сферу европейской жизни. Эти средства можно было добыть только въ будущемъ и не въ узкихъ предѣлахъ русской мысли, а въ томъ болѣе широкомъ пространствѣ, въ кото- ромъ уже вращалась европейская мысль. Становясь на болѣе высокую точку зрѣнія и расширяя свой кругозоръ, русская мысль оставалась той же рус- ской мыслыо; она изъ маленькой сдѣлалась боль- шой, изъ десятилѣтней — двадцатнлѣтней. Славянофилы вѣрно чувствовали неполнотупе- тровской реформы, но, къ сожалѣнію, они ее только чувствовали, но не понимали. Они только враща- лись въ сферѣ романтическаго недовольства и не были никогда въ состояніп возвести его въ сознаніе и формулировать точною мыслью. Они видѣли, съ одной стороны, сермяжную Москву и сермяжную Россію, асъ другой, — Петербурга, щеголявшій во фракѣ, іі не сумѣлн подъ платьемъ нѣмецкаго фа- сона разглядѣть русскую мысль н русскую душу. Западные мистики тоже не умѣли никогда отличать восходящаго солнца отъ заходящаго! А между тѣмъ собственный опыта славянофиловъ могъ бы пхъ убѣдить, какимъ трудомъ даетсяистина п какъ туго совершается ростъ мысли. Тогда бы они вѣрнѣе оцѣнпли петровскій періодъ и лучше бы увидѣли безплодность своего мистическагоро- мантизма. Московская Русь во все время своего су- ществованія обходилась безъ печатнаго слова и, кромѣ «Домостроя >', не печатала ничего свѣтскаго. У русской мысли не замѣчается никакой потреб- ности двпженія и обмѣна: все сонно и тихо, все по- гружено въ особнячество, мысль далее боится двн- женія. Петръ, прннявъ участіе въ европейской по- литикѣ, заставивъ Россію воевать со всѣми наро- дами, ужъ этимъ однимъ далъ такой небывалый просторъ русской мысли, какого она нпкогда не видывала прежде. Пе Петръ и не послѣдующія цар- ствованія создали русскую литературу, а тотъ но- СОЧИНЕНІЯ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. вый просторъ, тѣ новыя ВЛІЯНІЯ II столкновенія, ко- торыя заставилинасъдумать шире. Участіе Рос- сіи въ европейскихъ дѣлахъ п европейскія войны заставили насъ задумываться надъ такимивопро- сами, существованія которыхъ мы прежде и не подо- зрѣвалп. Если это двюкеніе мысли совершалось преимущественно въ верхнихъ слояхъ общества если литература была преимущественно аристо- кратическою если нолнтическіе вопросы разрѣ- шалпсь только нѣкоторыми, если общественное мнѣніе формировала только небольшая кучка лю- дей, — то все это сдѣлалось такъ потому, что и нпгдѣ въ свѣтѣ не дѣлалось и не могло дѣлаться иначе. Ужъ одно то, что петровскій переворота создалъ литературное движеніе мысли, что путемъ этого движенія выработалось энергическое обще- ственное мнѣніе, противъ которого не смѣли по- дать голоса противники совершившихся нынче реформъ, показываетъ, насколько прибавилось у насъ прогрессивныхъ силъ, которыхъ не было ни въ Россіп Александра I, ни въ Россіи Екате- рины II. Эти прогрессивныйсилы создались только тѣмъ новымъ просторомъ, который далъ русской мысли Петръ, и которой уже не могли задавить его враги. Литература явилась тѣмъ великпмъ факторомъ прогресса, тѣмъ средоточіемъ стремле- ній русского народного духа, тѣмъ выраженіемъ нашего народного генія, которымъ внеслись по- правки во всѣ предыдущія ошибки русской мысли и во всѣ ея недомолвки. III. Начало пробужденія — Ломоносовъ. Когда русская мысль была маленькой, уродли- вой замарашкой, она держала себя такъ скромно, что о существованіи ея нпкто и не подозрѣвалъ. Теперь маленькая замарашка почувствовала себя дѣвушкой; у нея явились какія-то смутныя жела- нія и стремленія, зашевелились непонятные во- просы, н, счастливая тѣмъ, что ей уже можно выйти на свѣтъ Божій, она въ непонятномъ, охва- тнвшемъ ее восторгѣ запѣла, и занѣла очень не- дурно для начала. Она не овладѣла еще ни своими чувствами, нисвоимимыслями, не выработала еще себѣ точныхъ идей и поетъподъ вліяніемъ охватпв- шихъ ееновыхъ впечатлѣній. Пѣснн ея непосред- ственны, какъ первые восторги чувства, въ мыс- ляхъ ея много противорѣчій, точнаго выбора пред- метовъ нѣтъ; она поетъ иногда глупости, она не всегда умѣетъ отличить хорошія чувства отъ дур- ныхъ и отдается часто дурнымъ чувствамъ; но въ этомъ хаосѣ ощущеній уже ясно видны хорошая природа дѣвушки и честный порывъ, отъ которагѳ происходить и ея ошибки молодости. Характеръ пѣсенъ дѣвушки по преимуществу героическій; она очень довольна, что прямо изъ-за печки по- пала на арену міровыхъ событій, и потому вообра- жаетъ, что въ состояніи понимать ихъ правиль- нымъ образомъ. Но вѣдь нпктоже не бываетъ сразу умяымъ и болышшъ. Нужно много внутренней ра- боты, много нравственной борьбы прежде, чѣмъ мысль іі чувство найдутъ прпмиреніе и пойдутъ 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1