Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

331 СТАТЬИ ПСТОРИЧЕСКІЯ. 332 рука объ руку по пути жизни. Этого не случилось еще и до сихъ поръ съ русской мыслью. Первый момента пробужденія русской мысливыра- зился полнѣе всего въ Ломоносовѣ. Оцѣнка, дѣлае- мая Ломоносову Бѣлннскимъ, такт, вѣрна, что дру- гого о немъ и сказать нечего. Вѣлинскій причисля- ете Ломоносова къ числу тѣхъ геніевъ, которые дѣйствуютъ на человѣчество и его будущую судьбу не прямо, а черезъ свой народъ, подготовляя въ немъ новаго дѣйствователя на сценѣ міра. «Евро- па едва знала о его существованіп, отечествозна- ло, и то въ лицѣ немногихъ, только пмя Ломоносо- ва, но не понималоидеи, значенія этого имени. И теперь, когда уже наступило время безпристра- стнаго суждепія объэтомъ человѣкѣ, многіе ли по- нимаютъ всю огромность его генія, многіе лп даже уважаютъ его по сознанію, по убѣжденію, а не по привычкѣ, не по урокамъ школы, врѣзавпшмся въ памяти, не по нелѣпымъ возгласамъ педантовъ, прожужжавшихъ уши всему читающему міру?.. Да и за что, въ самомъ дѣлѣ, уважать Ломоносова? Что онъ сдѣлалъ? — Ровно ничего, если угодно! — Гдѣ дѣла его? — Нигдѣ, если хотите! — Но, спросимъ мы, въ свою очередь, что сдѣлалъ ПетръВеликій, гдѣ дѣла его? — И на повѣрку выйдете опять таки ничто и нпгдѣ!.. Въ самомъ дѣлѣ, развѣ нынѣшній Петербурга — его Петербурга, нынѣшняя Россія — его Россія?.. Такъ, не его, не та, совсѣмъ другая; но безъ него она не была бы такою, какою мы ее видимъ... Между Ломоносовымъ и Петромъ большое сходство: тотъ и другой положили начало вели- кому дѣлу, которое потомъ пошло другимъ путемъ, другпмъ образомъ, но которое не пошло бы безъ нихъ. Вся жизнь Ломоносова была прекраснымъ по- двпгомъ, безпрерывною борьбою, безпрерывною по- бѣдою. Голова ходитекругомъ отъ мысли, что было сделано въ Россін до Ломоносова и что онъдолженъ былъ сдѣлать и что сдѣлалъ. ПетръВеликій прежде, чѣмъ завести въ Россіи первую тппографію, дол- женъ былъ самъ нарисовать формы новыхъ буквъ; прежде, нежели увидѣлъ первый печатный листа, долженъ былъ своими державными руками править корректуру; прежде, нежели увидѣлъ обученное войско, долженъ былъ собою показатьпдеалъсол- дата, идеалъ повиновенія; прежде, нежели увидѣлъ успѣхъ военныхъ укрѣпленій и флота, долженъ былъ самъ быть кузнецомъ и плотиикомъ,слесаремъ и сто- ляромъ, — словомъ, всѣмъ. Такъ и Ломоносова,: онъ долженъ былъ все самъ сдѣлать, всемуположить на- чало; строя домъ, долженъ былъ сдѣлать и подмостки, обзкигать кирпичии растворять известь. До него су- ществовала только русская азбука, но не было рус- скаго языка, и только послѣ него сталъвозможенъ въ Россіи раздѣлъ учепыхъ и литературныхъ тру- довъ. И вотъ онъ пишете грамматику, которая уже негодится для нашего времени, но лучше которой еще не являлось у насъ; даете законы языку и утверждаете ихъ образцами. Какой же можно тре- бовать художественности отъ его стихотвореній и его похвальныхъ словъ, когда они были писаны не столько по призыву вдохновенія, не столько изъ безсознательной потребности творить, сколько по призыву нужды, сколько по сознательному зкеланію дать образцы литературыи повѣрить на практпкѣ теорію языка и стихосложенія. И какъ онъ успѣлъ въ послѣднемъ! Введенное пмъ стихослозкеніе оста- лось навсегдавъ русскомъ стихотворствѣ... Рето- рика Ломоносова тозке была великою заслугою для своего времени; если она теперь забыта, то не по- тому, чтобы имѣла реторику выше ея по достоин- ству, а потому, что реторика считаетсятеперь за такую же науку, какъ алхпмія и астрологія. Ло- моносовъ былъ не только поэтомъ, ораторомъи ли- тераторомъ, но ивеликнмъ ученымъ... Онъ всѣмъ занимался съ зкаромъ, любовью и успѣхомъ. И сколько трудовъ долзкенъ былъ во всемъ преодо- леть! Онъ пристрастился, напримѣръ, къмозаикѣ, и что лее? Принузкденъ былъ самъ отливать разно- цветный стекла! Кроме того, самъ делалъ, какъ позволяли ему средства, физическіе инструменты». Именно въ Ломоносове полнее всего выразился протестъ просыпающейся русской мысли противъ старомосковскагомрака; въ лице Ломоносова впер- вые заговориларусская мысль, впервые проснулось русское сознаніе собственнаго достоинства и истин- ный русскій патріотизмъ. Конечно, Петръ раньше Ломоносова сказалъ: «а о Петре ведайте, что жизнь ему недорога, лишь бы была велика и славна Рос- ■ сія», но это сказалъ царь; теперьже то же самое сказала въ лице Ломоносова прежняя безмолвная Россія, — Россія, пресмыкавшаяся предъ властью, Россія, только умевшая бить челомъ, Россія, вечно унижавшаяся, боявшаяся даже помыслить, что она можете думать своимъ умомъ. Ломоносовъ былъ истпнньшъ бойцомъ за русскую мысль; весь его личный пнтересъзаключался въ ин- тересе русскаго просвещенія и въ развитіи наукъ въ Россіи. Мученически выстрадалъ Ломоносовъ свою жизнь, борясь безпрестанно съ окрузкавшпми его своекорыстіемъ, тупостью и мелочнымп интри- гами, мелочными чувствами, мелочными мыслями академиковъ и академическагоначальства. Нужно было иметь ломоносовскую силу, чтобы стоять все- гда съ поднятой гордо головой и говорить его язы- комъ. И эта сила была въ Ломоносове, и онъ первый показалъ нримеръ подобной гордости. Ломоносовъ никогда не унижался, Ломоносовъ никогда не про- силъ, Ломоносовъ никогда не былъ посмешищемъ; Ломоносовъ въ своемъ лице поставилърусскую мысль и деятеля мысли на высоту того уваженія, которое принадлежитъ по праву мысли и деятелю мысли. Ломоносовъ писалъ И. И. Шувалову: «Не токмо у столазнатныхъ господъ или у какихъ земныхъвла- детелей дуракомъ быть не хочу, но низке у само- го Господа Бога, который мне далъ смыслъ, пока разве отымете». Тому же Шувалову онъ писалъ: «Мое единственное желаніе состоите въ томъ, чтобъ привести въ вожделенноетеченіе гимназію и уни- верситета,откуда могутъ произойти многочислен- ные Ломоносовы... По окончаніи сего только хочу искать способа и места, где бы, чемъ резке, тѣмъ лучше видеть было персонъвысокородныхъ, кото- рый мне низкою моею природою попрекаютъ...» И Ломоносовъ, этотъ поморъ и рыбакъ, достпгъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1