Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

365 ПОПЫТКИ РУССКАГО С О 3 Н А Н I Я. 366 пзъ невиннаго романтика подъ старость вышелъ скучный п назойливый ретроградъ. Современнпкъ Жуковскаго — Батюшковъ--является совершенной ому противоположностью. Онъ — поэтъ жпзни, поэтъ земли, поэтъ ея наслажденій, но поэтъ, чувства котораго никогда не выростаютъ до высоты ■современныхъ ему историческихъ событій. Онъ увле- кается общимъ энтузіазмомъ, онъ проникнуть воен- ными восторгами, онъ борется, какъ казалось всѣмъ русскпмъ того времени, за свободу Европы, спасая ■ее отъ деспотизма Наполеона; онъ смотрптъ на французовъ сверху п съ легкомысленнымъ высоко- мѣріемъ; но соціальная сторона этяхъ гронкпхъ событій не отразилась въ поэзіп Батюшкова. Его душѣ тоже были ближе нѣмецкія чувства, чѣмъ французскія мысли, — и, бол'Ья душою за пустоту русской жизни, разочарованный въ своихъ наде- ждахъ, потерявъ въ военномъ вихрѣ, «какъ бабочка, ■своп крылья», Ватюшковъ заскучалъ, усомнился въ свонхъ силахъ, почувствовалъ невозможность быть полезными своей родпнѣ. Его скучающая душа не овладѣла собою, она искала чего-то, но чего — Батюшковъ п самъ не зналъ. Для него было опре- дѣлптельно только чувство личной любвп, личной преданности; онъ жилъ чувствомъ природы, чув- ствомъ наслажденія, любилъ человѣка, но природу любилъ еще больше: Я ближняго люблю, но ты, прнрода-мать, Для сердца ты всего дороже! При всей жизненностп содержанія поэзія Батюш- кова хотя и сообщала душѣ свѣтлое настроеніе, но пробуждала только эгоистическое чувство лнчнаго наслажденія. Въ Крыловѣ выразился не тотъ болѣющій роман- тпческій порывъ, который сказывался недоволь- ■ствомъ жизнью; Крыловъ чисто-народный писатель, точно онъ самъ вышелъ изъ народа. Читая Кры- лова, чувствуешь русскую душу, народный складъ мысли, его добродушную насмѣшку, нодчасъ кол- кое словцо, умѣнье подмѣтить слабость и носмѣяться надъ нею безобидно, безхитростную простоту, прак- тическое здравомысліе и мѣткую краткость сильной народной рѣчи. Крыловъ своей басней отразили на- родное міровоззрѣніе, но это міровоззрѣвіе всегда объективное; оно, какъ палка о двухъ концахъ, шкетъ быть объясняемо въ противоположный сто- роны. Въ этомъ именно причина безобидности кры- ловской басни. У Крылова нѣтъ никакой тенденціи, у него нѣтъ ничего предвзятаго, но зато у него нѣтъ и ничего руководящего. Басни Крылова какъ бы внѣ времени, потому что онѣ иіѣютъ дѣло съ вѣчными человѣческпми слабостями и недостаткамп; ■онѣ вращаются въ сферѣ той вѣчной морали, кото- рая легко переходить въ прописное нравоученіе или выражается въ пародныхъ поговоркахъ и по- словпцахъ. Но, какъ народная мудрость, выражаю- щаяся въ поговоркахъ и пословпцахъ, не пред- ■ставляетъ ничего точно опредѣлительнаго, ибо на каждое мудрое изреченіе есть такое нее мудрое опро- верженіе, такъ и на каждую басню Крылова можно найти у того же Крылова басню, ей противорѣча- Щую. Вѣрный выразитель народнаго міровоззрѣнія, Крыловъ самъ ничего не рѣшаетъ, онъ не даетъ вамъ въ руки никакой ниточки, кромѣ здраваго смысла; имѣете вы его — вы не потеряетесь; не имѣете — проживете дуракомъ. Крыловъ хорошо поннмаетъ благіе плоды про- свѣіценія, онъ вѣритъ и въ прогрессъ, но онъ, какъ и народъ, который онъ отражаетъ, — консерваторъ; онъ знаетъ, что съ жизнью ничего не подѣлаешь и прыткостью и ничего не возьмешь. Полезно ль просвѣщенье? — спрашиваетъ Крыловъ въ «Червонцѣ»: Полезно, слова нѣтъ о томъ, но только бойтесь, чтобы, стирая съ людей грубую кору, не растерять и добрыхъ свойствъ народа: Чтобъ не ослабить духъ ихъ, не испортить нравы, Не разлучить ихъ съ простотой... ...Объ этой истинѣ святой, — именно святой, у Крылова всегда святыя истины... И Крыловъ разсказываетъ, какъ глупый мужикъ дресвой, иескомъ и мѣломъ принялся чистить чер- вонецъ, и... червонецъ заигралъ: Да только стало Въ немъ вѣсу мало, И цѣну прежнюю червонецъ потерялъ. Въ «Свпньѣ подъ дубомъ» пзображенъ невѣжда, который также въ ослѣпленьѣ Бранитъ науки и ученье, Не чувствуя, что онъ вкушаетъ ихъ пл оды Въ «Водолазахъ» объясняется, что Хотя въ ученьѣ зримъ мы многихъ благъ причину, Но дерзкій умъ находитъ въ немъ пучину И свой погибельный конецъ, Лишь съ разницею тою, Что часто въ гибель онъдру- гихъ влечетъ съ собою. Совершенно справедливо, что ттинное про- свѣщеніе есть самое лучшее; но какъ яіе найти его, еслибы не было дерзкаго ума, кидающегося въ пу- чину? И въ чей огородъ кпдаетъ Крыловъ свой «Червонецъ»? Въ «Лягушкахъ» изображено безсмысліе народ- ной толпы, никогда не знающей, чего она хочетъ; въ баснѣ «Крестьянпнъ и лошадь» та лее толпа въ видѣ лошади О волѣ судитъ ІІровидѣнья Въ безумной слѣіготѣ своей, Не вѣдая Его ни цѣли, ни путей: Въ «Колосѣ»: Простой еолдатъ иль гражданинъ, Кой съ кѣмъ свое сличая состоянье, Нриходитъ иногда въ роптанье, и только потому, что не умѣетъ оцѣнпть трудовъ и попеченій, направленныхъ въ его пользу. «Тер- пѣніе!» — говорить Крыловъ въ баснѣ «Богачъ и по- этъ». Не завидуй чужому положенію («Бѣдный бо- гачъ»), не желай богатства, — съ нпмъ пропадутъ твое довольство и покой души («Откунщикъ и са- пожнпкъ»). Но и вы, богатые и сильные, помните свои обязанности: будьте кротки и правосудны, ми- лостивы и сердобольны; припомните, какъ листья 15*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1