Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

367 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКИ. 36S заносились надъ корнями и какой гордый отвѣтъ дали имъ корни: «Мы тѣ, Которые, здѣсь роясь въ темнотѣ, Питаемъ васъ... Красуйтесь въ добрый часъ! Да только помните ту разницу межъ насъ: Что съ новою весной листъ новый народится; А если корень изсушится,— Не станетъ дерева, ни васъ». Въ другомъ мѣстѣ Крыловъ говорить: Мстятъ сильно иногда безсильные враги: Такъ слишкомъ на свою ты силу не яадѣйся. Но все это не больше, какъ моральныя сентен- ціи, какъ отраженіе того, что бываетъ въ жизни, «а въ жизни бываегь всяко». Впрочемъ, есть у Крылова и тенденціозныя ба- сни; въ нихъ онъ нападаетъ на французское сво- бодомысліе, на безбожіе, на ядъ новыхъ идей и от- рицательное критическое направленіе, начавшее разливаться изъ Франціи; Мегера читаетъ такое поученіе «сочинителю»: Смотри на злыя всѣ дѣла И на несчастія, которыхъ ты виною! Вонъ дѣти, стыдъ своихъ семей, — Отчаянье отцовъ и матерей: Кѣмъ умъ и сердце въ нихъ отравлены? Тобою. Кто, осмѣявъ, какъ дѣтскія мечты, Супружество, начальство, власти, Имъ причиталъ въ вину людскія всѣ напасти, И связи общества рвался расторгнуть? Ты. И вонъ, опоена твоимъ ученьемъ, Тамъ цѣлая страна Полна Убійствами и грабежами, Раздорами и мятежами И до погибели- доведена — тобой! Крыловъ разсказываетъ случай съ деревцомъ, которое погибло отъ того, что его рано выставили на просторъ и что его не оберегали старыя де- ревья; онъ разсказываетъ случай съ голубкомъ, который натерпѣлся всякнхъ напастей, потому что хотѣлъ видѣть свѣтъ. Наконецъ, относительно го- сударственной гармоніп онъ высказываетъ такую мысль («Пуіпкп и паруса»): Держава всякая сильна, Когда устроены въ ней всѣ премудро части: Оружіемъ — врагамъ она грозна. А паруса — гражданскія-въ ней власти. Крыловъ вообще настолько же не мыслитель, насколько п народъ, практическую мудрость кото- раго онъ отражаетъ: онъ просто фнлософъ-здра- вомыслъ или, по нынѣшнему, либеральный кон- серваторъ, поучающій избѣгать всякихъ крайностей н совѣтующій во всемъ отыскивать благора- зумную середину; Крыловъ протестуетъпротпвъвся- каго существующая зла; онъ сочувствуетъ всякому страданію; но онъ нротестуетъ и сочувствуетъ только во имя здраваго смысла, котораго одна- ко жъ на землѣ онъ находптъ очень мало. Иначе крыловскій протестъ былъ бы невозможенъ. Рядомъ съ добродушной и безобидной сатирой Крылова прогрессивный романтизмъ выставилъ озлобленную, желчную и ѣдкую сатиру Грибоѣдо- ва. Она переносить васъ въ міръ напыщенной глупо- сти, самодовольства, застоя, мелкихъ чувствъ, ми- кроскопическихъ страстишекъ, подленькихъ жптей- скихъ разсчетовъ; она выворачиваетъ всѣ эти ма- ленькія душонки и ноказываетъ всю ихъ ничтож- ность, пустоту и въ то же время подавляющій,. гнетущіп деспотизнъ жалко сложившагося обще- ства, съ озлобленіемъ, безъ милости и пощады преслѣдующаго все, что выше его. Грибоѣдовъ вы- сказалъ свою наболѣвшую душу, нарисовалъ стра- даніе своего нравственнаго и умственнагоодино- чества, на которое онъ вѣчно жаловался. Въ его пнсьмахъ чнтаемъ такія фразы: «Скоро буду старъ п глупъ, какъ всѣ мои благородные современники.... Какой міръ! И кѣмъ населенъ! И какая дурацкая его исторія!.. Живу не въ себѣ, а въ тѣхъ людяхъ,. которые поминутно со мною; часто же они дураки набитые. Пора умереть! Не знаю, отчего это такъ долго тянется? Чѣмъ мнѣ избавить себя отъ сума- сшеетвія или пистолета? А я чувствую, что то или другое у меня впереди. О, какъ мелки люди! Читан Плутарха и будь доволенъ тѣмъ, что было въ древ- ности. ІІынѣ эти характеры больше не повторя- ются»... «Горе отъ ума», несмотря на всѣ хло- поты Грибоѣдова, на урѣзки и поправки, на кото- рыя онъ соглашался, не было разрѣшено къ печати и въ тысячахъ снисковъ ходило по рукамъ, дѣй- ствуя этимъ способомъ на молодежь еще сильнѣе,. чѣмъ бы оно дѣйсгвовало печатное. Но ни въ комъ не выразилось въ такой полнотѣ многообразіе самыхъ противоположныхъ ощущеній, какъ въ Пушкинѣ. Это поэтъ действительной жизни, во всѣхъ ея нногообразныхъ проявленіяхъ. Нуш- кинъ не задумывается ни надъ чѣмъ глубоко; онъ ни на чеиъ не останавливается долго; его чувство не сосредоточиваетсяни въ наболѣвшую боль, нивъ накинѣвшее страданіе, ни въ накопившуюся злобу;, но зато въ неиъ быстро смѣняются ощущенія, и неглубокій міръ его души необыкновенно богатъ разнообразіемъ. Въ молодости, находясь въ кружкѣ либеральной молодежи, Пушкинъ писалъ своп ѣд- кія, остроумный эпиграммы и стишки, за которые ему подчасъ доставалось. Списанные, они расхо- дились по рукамъ и сдѣлали имя Пушкина попу- лярнымъ, потому что отвѣчалп общему настроенію. Впослѣдствіи Пушкинъ, хотя онъ и увѣрялъ, «каковъ я прежде былъ, таковъ и нынѣ я», сгалъ говорить: Что намъ не въ прокъ пошли науки,, И что спасибо намъ за то Не скажетъ, кажется, никто. Мнѣ жаль, что тѣхъ родовъ боярскихъ Влѣднѣетъ блескъ и никнетъ духъ; Мнѣ жаль, что нѣтъ князей Пожарскихъ. Что о другихъ пропалъ и слухъ. Что въ нашемъ теремѣ забытомъ Растетъ пустынная трава; Что герольдическаго льва Демократическимъ копытомъ Теперь лягаетъ и оселъ: Духъ вѣка вотъ куда зашелъ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1