Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

387 СТАТЬИ ИСТОРПЧЕСКІЯ. 388 регь; но протнвъ мѣшающпхъ дурныхъ инстпнк- фпрмъ п 19 индійскихъ первостатейныхъ торговыхъ товъ, облачающихся то въ прусскую мѣдную каску, домовъ. Суэзскій каналъ еще болѣе поднимаетъ зна- то во французское кепи, выступаіютъ ст. большею ченіе Индіи и торгово-промышленныхъ пунктовт, и большею силою духъ европейскаго промышлен- индійскаго района. Уже теперь три четверти ан- наго развитія и сила нужды европейскаго голода- глійскихъ мануфактуръ. отправляются въ Индію не ющаго населенія. Извѣстно, что политическія не- на парусныхъ судахъ, а идутъ пароходами и Не- справедливости и гнетъ не имѣли на европейскую лѣзнон дорогой черезъ Суэзъ. эмпграцію такого вліянія, какъ, напрнмѣръ, не- Энергія пароходнаго сообщенія видна нзъ слѣ- урожай и болѣзнь картофеля. Въ началѣ нынѣшня- дующихъ фактовъ. Общество Кенарда въ теченіе го столѣтія ежегодное иереселеніе изъ Европы въ 25 лѣтъ перерѣзало океанъ 2.040 разъ взадъ it I Америку колебалось между 4 и 6.000 человѣкъ, а впередъ и не потеряло ни одного письма,, не погу- въ 18І7 году, когда былъ голодъ въ Европѣ, эми- било ни одного судна, ни одного человѣка. Обще- грація поднялась внезапно до 22.240 человѣкъ. ство это содерзкнтъ каждую недѣлю почтовое сооб- щеніе между Лпверпулемъ, Ныо-Іоркомъ и Босто- ]] номъ. Изъ одного Ливерпуля отправилось въ 1865 г. въ Америку 308 почтовыхъ пароходовъ и прибыло Европейское тяготѣніе на Востокъ, нмѣвшее изъ Америки 328 почтовыхъ пароходовъ; изъ дру- вначалѣ характеръ авантюризма, какъ и первыя гихъ брнтанскихъ гаваней отплыло туда же 136 пересел енія въ Америку, дошло наконецъ до та- почтовыхъ пароходовъ и приплыло 99 почтовыхъ кого развитія, что оказалась необходимость въ пра- пароходовъ, — всего однихъ почтовыхъ пароходовъ впльномъ срочномъ сорбщенін. 871. То же общество Кенарда перевезло въ 1863 г., Первые опыты срочнаго пароходства по океану въ 103 рейса, 10.318 пассажировъ пвъ28рей- пзъ Европы въ Америку были сдѣланы въ Англіи совъ — 8.322 эмигранта. Казкдая почта, которую въ 1828 г. н неудачно: владѣльцы пароходовъ беретъ съ собой общество Peninsular and Oriental, разорились. Тогда въ 1838 г. англійское прави- вѣситъ среднимъ числомъ 3.300 пудовъ. Прежде тельство, увлекаясь зкеланіемъ создать полувоен- чѣмъ почта достигаетъ конечной гавани, она долж- ный паровой флотъ, явилось на помощь частнымъ на принять и передать въ 18 разлпчныхъ портахъ компаніямъ и предложило пмъ свою поддержку, почтовые чемоданы и пять разъ перемѣнять паро- Первое пароходное общество, заключившее съ ан- ходы. Рейсы разечитаны н устроены съ такою точ- глійскимъ правительствомъ контракта, учрезкдено ностыо, что пароходы прпходятъ какъ разъ въ тѣ въ 1839 г. Ирвингомъ. Общество обѣщалось содер- сроки, въ какіе они должны прпходпть, ибезъвся- жать правильное сношеніе между Англіею и Ан- кой задержки принимаютъ почту съ другихъ при- тильскими островами. Въ 1840 г. явилось еще об- ходящнхъ пароходовъ и передаютъ имъ свою. И щество для сношенш съ Виго, Опорто, Лнссабояомъ, такая точность при разстояніяхъ отъ 8 до 14.000 Кадиксомъ, Егпптомъ и Остъ-Индіей; въ 1846 г. англійскихъ миль! это зке общество устроило Китайскую линію; въ Присутствуя только при началѣ едва возникаю- 1840 зке году учредилось еще общество для сно- щихъ новыхъ сношеній, который долзкны охватить шеній съ портами Тихаго океана; потомъ устрой- весь міръ, мы, современники, мозкемъ наблюдать лось общество для содерзканія линіи между Европой пхъ лишь въ ихъ ■ зачаточной, несовершенной и Австраліей; наконецъ, учредилось нѣсколько формѣ, возбуждающей толки, споры, недоразу- второстепениыхъ общества, для срочнаго сообщенія мѣнія. Но уже въ львенкѣ угадывается будущіп съ Африкой, Южной Америкой, Остъ-Индіей, Ки- левъ. Каменныя стѣны, раздѣлявшія народы, дро- таемъ, Японіей, Австраліей и Канадой. Всѣхъ па- гнули и готовы рушиться: Китай открыла, свои роходныхъ обществъ срочнаго сношенія считается границы для мірового сношенія; Японія, можетъ теперь въ Англіи26. И это только главныя, боль- быть, уже черезъ полстолѣтіе встанетъ въ уровень шія компаніи; кромѣ нихъ, есть еще иѣсколько второ- съ Европой; даже аравійскіе султаны заключаютъ степенныхъ. съ Европой торговые договоры п открываютъ ей Важность развивающихся сношеній оцѣняется свои порты. Арена исторической жизни раенш- лучше всего размѣрами создаваемыхъ ими торго- ряется; Европа, которая до сиха, порт, видѣла весь выхъ оборотовъ. Такъ, цѣнность обмѣна товаровъ міръ только въ самой себѣ и все человѣческое — только мезкду ВеликОбританіей и Соединенными только въ своемъ европейскомъ человѣчествѣ, утра- Штата&п составляетъ болѣе 740 милліонова, ру- тила центра, тяжести и потянулась на Востокъ: блей. Однихъ писемъ посылается Америкой болѣе Европа видитъ теперь свою историческую судьбу 8.565.000; печатныхъ изданій пересылается почти уже не въ тѣсныхъ границахъ однихъ европейсшхъ 4.000.000. Канада обмѣннвается са, Великобри- международныхъ ицтересовъ, а въ широкомъ міро- таніей на 24*/ а милліоновъ фунтовъ стерлин- вомъ сношеніи. Что, кромѣ разечетовъ буржуазнаго говъ. Индія вывозитъ п ввозитъ на 120 мил- лавочничества, измѣряющаго выгоды и успѣхи че- ліоновъ фунтовъ стерлинговъ. Въ нослѣднія десять ловѣчества франками и сантимами, и кромѣ само- лѣтъ индійская торговля утроилась. Въ Бомбеѣ, на- увѣренной пошлости европейскаго филистерства, иримѣръ, находятся 26 болыішхъ банковъ, 83 увѣреннаго въ своей близорукой непогрѣшішостп, акціонериыха, торговыха, общества, 51 морское европейскпмъ прогрессивнымт, движеніемъ упра- страховое общество, 80 большихъ евроиейскихъ вляетъ другая, высшая интеллектуальная сила,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1