Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

ХХХУ ХХХУІ многіе проповѣдники самыхъ, повидимому, возвышенныхъ понятій о дѣлахъ сего и того міра отлично устраивали подъ собственный велерѣчивый шумъ свои собственный дѣ- лишки, «реалисты» шли навстрѣчу всякимъ житейскимъ невзгодамъ и принимал» ихъ безъ жалобъ и стоновъ. Такъ было, и ни- какой самый злѣйшій языкъ не въ силахъ слизать этотъ фактъ со страницъ исторіи. Но можно, повидимому, уличать дѣятелей шестидесятыхъ годовъ въ противорѣчіи, въ несоотвѣтствіи между словомъ и дѣломъ. Ни- кто не откажетъ имъ въ самоотвержѳніи, слишкомъ ясно засвидѣтельствованномъ ихъ жизнью, хотя бы оно, по иному мнѣнію, бы- ло дурно направлено, но можетъ показаться, что самоотверженіе это не вязалось съ ихъ теоретическими посылками. Шѳлгуновъ утверждаетъ, однако, что они «тѣсно слили слово съ дѣломъ». И онъ правъ. Всѣ факты могутъ быть раздѣлены, съ точки зрѣнія отношенія къ нимъ человѣка, на три группы весьма различныхъ размѣ- ровъ. Во-первыхъ, факты естественные, со- вершившіеся, совершающіеся и имѣющіе со- вершиться помимо человѣческаго сознанія и воли. Не участвуя въ возникновеніи этихъ фактовъ ни головой, ни руками, мы выну- ждены принимать ихъ, какъ они есть, безъ всякаго суда надъ ними, и можѳмъ только пользоваться ими для своихъ цѣлей, въ об- щемъ сами имъ подчиняясь. Другую, несрав- ненно меньшую группу составляютъ факты, такъ .сказать, проходящіе черезъ человѣче- скія руки. По существу они, разумѣется, ни- чѣмъ не отличаются отъ фактовъ естествен- ныхъ и управляются общими для всего су- щаго законами, но, ошибочно или нѣтъ, а человѣкъ, по самой природѣ своей, чувству- ешь въ виду ихъ свою отвѣтственность, по- требность нравственнаго суда, возможность вліять на факты въ ту или другую сторону. Промежуточную ступень между этими двумя группами составляютъ факты историческіе, наше отношеніе къ которымъ смѣшанное, такъ какъ они доизвѣстной степени совмѣ- щаютъ въ себѣ признаки обѣихъ нредыду- щихъ группъ. Съ одной стороны, они столь же законченны и нашему воздѣйствію недо- ступны, какъ и факты- естественные, а съ другой стороны — они, въ свое время, про- шли черезъ человѣческія руки, и мы не мо- жемъ отдѣлаться отъ мысли, что тѣ, давно успокоившіеся, но подобные намъ люди могли дѣйствовать и такъ, и иначе, скло- нить ходъ событій въ ту или другую сторону. Отсюда потребность нравственнаго суда и надъ историческими лицами и событіями, хотя мы отлично сознаемъ, что для воздѣй- ствія на нихъ у насъ столь ясѳ коротки руки, какъ и для измѣненія какого нибудь астрономичѳскаго процесса. Таково нормальное, законное отношеніе человѣка къ фактамъ, вытекающее изъ об- щихъ свойствъ человѣческой природы. Но, какъ и другіе нормальные процессы, оно от- нюдь не составляетъ зауряднаго явленія и подвергается въ тѳченіи исторіи разнымъ патологическимъ отклоненіямъ, въ зависи- мости отъ благопріятныхъ и неблагопріят- ныхъ условій. Спеціалисты, да и то не по всѣмъ отраслямъ, могутъ съ успѣхомъ рабо- тать въ ненастье и вёдро, но жестоко ошиба- ются тѣ, кто думаетъ, чтс общая правда мо- жетъ открываться людямъ при всѣхъ возмож- ныхъ обстоятельствахъ. Я не говорю объ отдѣльныхъ мыслителяхъ, которые, «какъ беззаконный кометы среди расчисленныхъ свѣтилъ», являются непредвидѣнно (хотя, ко- нечно, и пути кометъ предвидимы) и могутъ. даже въ самыя трудныя времена становиться на надлежащую точку для выработки правды. Закоиъ не писанъ не только для дураковъ, какъ утверждаетъ пословица, а и для гені- евъ. Но для единовременнаго появленія нѣ- сколькихъ центровъ правильнаго отношѳнія къ фактамъ и для быстраго, хотя бы и поверх- ностнаго распространенія его въ массѣ,- — нужны особенный условія. Такія условія были налицо, напримѣръ, въ Европѣ въ концѣ. XYIII вѣка, были и у насъ въ шестндѳся- тыхъ годахъ. (Мимоходомъ сказать, между этими двумя историческими моментами, во- обще, много сходства, оставляя, разумѣется, въ сторонѣ ихъ размѣры и общее историче- ское значеніе). Условія эти указаны выше: присутствіе въ обществѣ идеала, достаточно высокаго, чтобы насторожить умы и вооду- шевить сердца, и въ то же время, по об- щему сознанію, достаточно близкаго къ прак- тическому осуществленію, чтобы подъемъ духа не изсякъ въ отвлеченномъ пареніи. При этихъ условіяхъ выступаютъ на сцену, въ сравнительномъ изобиліи, и оказываютъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1