Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

423 СТАТЬИ ПСТОРПЧЕСКІЯ. 424 не было этихъ утѣсненій, то населеніе Виргп- ніи, состоявшее изъ всякаго сброда авантюристовъ, аристократовъ, бѣжавшихъ отъ долговъ и пре- слѣдованій, никогда бы не задумало заявить не- удовольствіе противъ королевской власти, а тѣмъ болѣе питать республиканскія идеи и стремиться къ независимости. Не ту роль играютъ колонисты сѣвера, о кото- рыхъ я буду говорить въ настоящей главѣ. Какъ читатель помнить, король Яковъ отдалъ амерпканскія владѣнія двумъ компаніямъ: южной, засѣдавшей въ Лондонѣ, и исторіи которой была посвящена предыдущая глава, и сѣверноп, обра- зовавшейся изъ купцовъ Бристоля и Плимута. Разсказы капитана Смита, — того самаго, кото- рый явился благодѣтелемъ виргинцевъ, — несмотря даже на ихъ преувеличеніе, не привлекали охот- никовъ поселиться на болѣе холодномъ сѣверѣ. Не помогли также и привилегіи Карла I. Чтобы могли найтись люди, которыхъ бы не испугали холодный климата, малоплодородная земля, покрытая непроницаемыми дѣсамп, и сосѣд- ство дикарей, требовался двигатель болѣе сильный, чѣмъ денежная выгода. Эгимъ двигателемъ явились религіозныя идеи. Еще до реформы Лютера было уже въ Англіп релпгіозное движеніе,' имѣвшее по сущности идеи непосредственную связь съ релпгіознымъ раціона- лизмомъ Германіи. Въ то время, какъ вся Европа предпринималау себя религіозныя преобразоваиія и заявила стре- мленіе освободиться отъ опеки папы, Генрнхъ VIII англійскій, увлеченный общнмъ иотокомъ, явился тоже реформаторомъ. Но его реформа заключалась только въ томъ, чтобы вмѣсто паны рпмскаго пре- вратить въ папу самого себя. Прпдумавъ новую церковь, онъ не отдѣлился отъ католиковъ и не присталъкъ протестантамъ. Протестанты ненави- дѣлп его, какъ католика, а католики отталкивали, какъ ересіарха, несмотря на то, что онъ сохра- нилъ въ своей церкви сущность и формы католи- цизма. Онъ сохранилъ всю церковную іерархію, многіе старинные обычаи, къ которымъ иривыкъ народъ, оффпціальную одежду духовенства и многое другое. Яковъ I замѣтилъ довольно остроумно, что служба англиканской церкви больше ничего, какъ та же католическая обѣдня, 'но проиѣтая хуже. Парламента, несмотря на такое отсутствіе дѣй- ствительнаго смысла въ генриховой реформѣ, иреднисалъ, подъ страхомъ жестокий, наказаній, строгое исполееніе новыхъ церемоній. Далѣе было узаконено, чтобы вся Англія подчинилась новымъ церковнымъ нравиламъ. Этого было совершенно достаточно, чтобы возбудить религіозныя волненія въ людяхъ, пмѣвшихъ на релагію взглядъ болѣе глубокій и знакомыгь уже съ идеями болѣе возвы- шенными. Пуритане, желавшіе кое-чего другого, не остались довольны тѣмъ, что римское иго замѣ- нили нгомъ домашнимъ. Они увѣряли, что все на- вязываемое пмъ есть человѣческая выдумка, и что только бпблія есть единственный, непреложный и неоспоримый законъ. Несмотря на простоту такого ученія, не заключав- шую въ себѣ повидииому ничего опасвагоницеркви, ни религіи, нн монархизму, англійскіе короли усмо- трѣлп въ немъ великую опасность, грозившую ихъ благоденствію. Признавая только библію, пуритане очевидно отвергали короля и духовную власть. А отвергая то и другое, они, слѣдовательно, стреми- лись къ полной свободѣ мнѣнія, не хотѣли власти, единственнымъ судьею человѣческихъ поступишь признавали не короля и его духовную іерархію, а только библію. Этого было совершенно достаточно, чтобы вызвать противъ пурптанъ гоненія, и нужно сказать правду, что Англія въ этомъ отношеніи обнаружила замѣчательную энергію. Такъ, въ1593 году было предложено изгнать всѣхъ пурптанъ, по- добно тому, какъ это сдѣлала Испанія съ маврами. Такая мѣра казалась наиболѣе дѣйствптельной для очистки Англіп отъ опасныхъ люден, потому что ни пытки, ни тюрьма, ни казни не смирили воль- нодумцевъ. Преслѣдованіе, создавшее мучениче- ство, не уменьшало, а увеличивало число пури- танъ. При Елисаветѣ была принята даясе виолнѣ ипквизиціонная мѣра. Велѣно было спрашивать подъ присягой религіозныя мнѣнія, п всѣ признан- ные такимъ образомъ пуритане, если въ теченіе трехъ мѣсяцевъ они не откажутся отъ своихъ убѣжденій, долягны были оставить королевство. Кто возвратится — подвергнется смертной казни. Восшествіе на престолъ Якова I, котораго Сюллп очень мѣтко назвалъ самымъ ученымъ дуракомъ Европы, нисколько не улучшило положенія пури- танъ. Онъ говорилъ, что вовсе не хочетъ пуритан- ской свободы, что онъ желаетъ доктрины и дисци- плины, религіи существенной и обрядной. Онъ видѣлъ очень вѣрно за пуританской релпгіозной свободой свободу политическую, и потому, когда пу- ритане просили у него позволенія собираться и разсуждать свободно въ своихъ собраніяхъ, то Яковъ I очень хорошо понялъ, къ какого рода раз- сужденіямъ можетъ привести такое право: «Вы хотите шотландскаго пресвитеріанства, которое также хорошо сходится съ мопархіей, какъ небо съ нечистой силой. У васъ соберутся Джекъ, Томъ, Виль, Дикъ и станутъ разбирать по своему усмо- трѣнію меня, мой совѣтъ и всѣ нашп аѣры. Виль встанетъ и скажетъ : это должно быть такъ; а Дикъ ему отвѣтптъ: нѣтъ, будетъ такъ. Вота что заставляетъ меня повторить вамъ еще разъ, что только король одинъ мозкетъ все разбирать и все рѣ- шать». Потомъ, обратившись къ епископамъ, онъ сказалъ, что считаетъ іерархію самой прочной поддержкой трона. Про пуританъ же прибавилъ: «Я ихъ заставлю подчиниться или выгоню вонъ изъ Англіп, или яге сдѣлаю имъ что нибудь еще хуже, — я ихъ просто велю повѣспть, вотъ и все!» Выло очевидно, что отъ Якова нурптанаиъ ясдать было нечего, а особенно такимъ отчаяннымъ лю- дямъ, какъ нндепенденты. Индепенденты — тѣже пуритане, ушедшіе. нѣсколь ко дальше въ своей религіозной философіи Первые- пуритане смотрѣли на англиканскую церковь, какъ на храмъ Бояіій, требовавшін очпщенія. Индепен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1