Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

425 ОЧЕРКИ ИЗЪ И С Т О Р 1 И СѢВЕРО-АМЕРИКАНСКАГО СОЮЗА. 426 денты пли сепаратисты отвергали всякую связь съ церковью Генриха VIII; они утверждали, что ан- гликанская церковь совершенно пспорчена и вовсе не христіанская; ея законы и таинства не имѣютъ никакого значенія, и что, слѣдовательно, съ нею невозможно пмѣть ничего общаго. Ссылаясь на одну бнблію, пндепенденты гово- рили, что не должно быть ни еппскоповъ, пи іерар- хін; что христіанское общество, соединяющееся для прославленія Бога, составляетъ уже само собой независимую церковь, непогрѣшимую, имѣющую полную юрисдикцию для управленія своими дѣлами и ненуждающуюся ни въ свѣтской, ни въ духовной власти. ІІо ученію пндепендентовъ, право пропо- вѣдыванія не составляло исключительнаго преиму- щества духовныхъ лицъ: всякій способный и благо- честивый человѣкъ морь быть священннкомъ по выбору членовъ; они же могли лишить его обязан- ности и поставить въ ряды простыхъ христіанъ. Въ эюй пуританской доктрннѣ заключались всѣ сѣмена республиканизма; достаточно было дать ученію свѣтскій, политический характеръ, чтобы создать чистую «демократію. Поэтому понятно, что индепенденты навлекали на себя особенное нерас- положеніе англійскихъ королей, и что ихъ преслѣ- довали болѣе, чѣмъ кого либо. Полозкеніе ихъ въ АнгліЩ сдѣлалось наконецъ до того невыносимымъ, что наиболѣе пылкіе, предводимые своимъ пасто- ромъ Джономъ Робинзономъ, «человѣкомъ, равнаго которому невозможно было найти», удалились въ Голландію, гдѣ, какъ они выражались, «всѣ поль- зовались полной религіозной свободой». Въ Голландіи они проншли нѣсколько лѣтъ въ покоѣ, но въ нуждѣ; каждый день число членовъ убывало, и маленькая церковь ихъ не пополнялась ни выходцами пзъ Англін, нп голландскими прозе- литами. Рѣшившись остаться англичанами желая распространить свою доктрину, которую они счи- тали единственно-истинною, изгнанники задумали переселиться на какую нибудь англійскую землю, гдѣ, найдя защиту протпвъ преслѣдованій еппско- повъ, они не лишалпсь бы свонхъ гражданскихъ правъ. Однимъ словомъ, онп хотѣли найти такое убѣжшце, гдѣ бы могли свободно иоучать и про- повѣдывать своп религіозныя убѣжденія. Америка представлялась пмъ мѣстомъ, напболѣе соотвѣт- ствующпмъ ихъ желаніямъ. Людей, прнвыкшпхъ къ ссылкѣ, пепытавшихъ веякія страданія, поддерзки- ваемыхъ вѣрою и не ожидавшихъ ничего отъ из- гнавшей ихъ родины, не могли пугать опасности эмиграціи. Когда индепенденты обратились къ Якову съ просьбой о дозволеніп имъ переселиться въ Аме- рику и о свободномъ отправленіп тамъ своей ре- лпгіи, то Яковъ одобрилъ ихъ проектъ и со своимъ обыкновеннымъ педантизмомъ замѣтилъ, что ры- боловство — занятіе честное, которому посвящали свои досуги апостолы. Что зке касается релп- гіозной терпимости, то полояштельныхъ гарантій Яковъ не обѣщалъ имъ никакихъ. Вслѣдствіе этого пуритане обратились съ просьбой къ южной вир- гинской компаніи уступить имъ часть земли въ СОЧИНЕНІЯ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. предѣлахъ ея владѣній. Компавія, желавшая по- ощрить эмпграцію и владѣвшая еще слпшкомъ громадными пустырями, легко согласилась на ихъ просьбу. Въ ноябрѣ 1620 года эмигранты, въ чпслѣ ста человѣкъ, пустились въ путь. Ихъ благословилъ на дорогу Робинзонъ, оставшійся самъ въ Голлан- діи. Въ свонхъ напутственвыхъ словахъ Робинзонъ высказалъ свободу мнѣнія, еще неизвѣстную въ то время относительно прогрессивности религіи. Хотя пилигримы плыли къ берегамъ Гудсоновой рѣки, гдѣ впослѣдствіп былъ основанъ Ныо-Іоркъ, но капитанъ корабля направилъ его далеко болѣе на западъ, и, послѣ четырехъ мѣсяцевъ самаго труднаго плаванія, судно пристало не къ виргин- ской землѣ, куда предполагалось, а къ мѣстности, уступленной сѣверной компаніей. Суровое время года, усталость и морская болѣзнь принудили нурп- танъ высадиться. Избранное для колоніи мѣсто они назвали Новыиъ Ялимутомъ, въ воспомпнаніе своей родины въ Англіи. Высадившись, пуританезаключили между собою актъ, замѣчательный, какъ образчикъ той граждан- ской зрѣлости, которая руководила переселенцами. «Мы, нпжеподписавшіесл,— говорилось въ немъ мезкду прочимъ, — предпринявшіе во славу Вожію и для распространенія хрпстіанской религіи плававіе для основанія первой колоніи на сѣверѣ Впргинін, признаемъ торжественно и взаимно, что настоящимъ актомъ соединяемся въ политическое гражданское цѣлое, чтобы сохранить мезкду нами порядокъ и достигнуть цѣли, какую мы себѣ предположили. Вь силу настоящаго акта, мы установимъ такіе законы, постановлевія и учрежденія и изберемъ такихъ исполнителей, которые будутъ нанболѣе соотвѣз- ствовать нашимъ зкеланіямъ въ видахъ достиженія общаго благоденствія нашей колоніи». Переселенцы, прибывшіе на новую для нпхъ землю, находились въ полозкепіи весьма печальномъ. Время года было самое убійственное. То была глубокая зима, которая въ Америкѣ гораздо суро- вѣе, чѣмъ подъ той зке широтой въ Ёвропѣ. Они не видѣли ничего, кромѣ непривлекательной пу- стыни, дикихъ животныхъ и дикихъ людей, до того ими невидѣнныхъ, не зная степени опасности, грозившей имъ съ ихъ стороны. Сзади ихъ былъ безпредѣльный океанъ, впереди — безграничная пу- стыня; оставалась надежда только на небо и на собственныя сплы. Первымъ дѣломъ, конечно, было заняться по- стройками жплищъ, что оказалось вовсе не легко для людей наполовину больныхъ; другой помѣхой были морозы п дурное время года. Дазке весна не принесла эмпгрантамъ облегченія: смертность почти не уменьшалась, а оставшіеся въ зкпвыхъ дрях- лѣли съ необычайной быстротой. Объ удобствах!, жизни нечего было и говорить. Живые были едва въ состоянін хоронить мертвыхъ, а здоровые были не въ состояніи ухазкивать за больными. Было время, когда всего семь человѣкъ могли заботиться о больныхъ. Прекратившіяся болѣзни не облегчили положенія переселенцевъ; за болѣзнями наступилъ ' 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1