Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

433 ОЧЕРКИ ИЗЪ ИСТОРІН СѢВЕРО-АМЕРИКАНСКАГО СОЮЗА. 434 •ствомъ законовт, своей земли. Эту свободу вы дол- жны защищать даже съ опасностью вашей жизни; но она превосходно согласуется сь повпновеніемъ, которымъ вы обязаны общественному чиновнику, и съ уваженіемъ, которое возлагаетъ на васъ его по- ложеніе. Обязанность власти покровительствовать этой свободѣ, имѣющей цѣлыо благо, справедли- вость, честь. То, что нарушаетъ такую свободу, ■есть уже не власть, а злоупотребление»'. Этотъ же вопросъ объ отношеніи общественной власти къ самому обществу понимался совершенно также передовыми людьми одновременный, съ Мас- сачуссетсомъ колоній, Родъ-Эйланда, ІІровиданса и другихъ колоній Новой Англіи. Провпдансъ, въ псторіи развптія американской мысли, играетъ роль не менѣе важную, чѣмъ Мас- сачуссетсъ. Колонія эта создалась людьми, гони- мыми за свои религіозныя убѣжденія, уже не ан- гличанами, а самими американскими индепенден- тами. Въ Салемѣ, первой колоніи Массачуссетса, явил- ся молодой проповѣдникъ Роджеръ Улльямсъ, про- возгласившій религіозную свободу подъ названіемъ: «Святости совѣстп.» По его словамъ, власти при- надлежать право мѣшать преступленію, но не кон- тролировать мпѣніе; наказывать ошибку, но не от- нимать свободы души. Перенося это ученіе въ Прак- тику, Роджеръ Улльямсъ отказался быть членомъ общины, допускающей нетерпимость, ибо «ученіе пресдѣдованія за мнѣніе прямо противорѣчптъ уче- нію Христа. Заставить человѣка силой присоеди- ниться къ людямъ другого вѣрованія было, по его словамъ, нарушеніемъ свободы и прирожденного права; привлекать въ церковной общинѣ человѣка, вѣрующаго иначе пли не желающаго къ ней при- соединиться, значптъ предписывать лицемѣріе. Никто не можетъ слѣдовать извѣстному культу про- тивъ своей воли». Мнѣнія эти, слинікомъ опере- дившія то время, вооружили противъ Улльямса весь Салемъ. Ему возражали, что обязанность властей предупреждать умственную и нравственную порчу народа, что останавливать и наказывать заблужде- ние и ересь есть его неотъемлемое право; но моло- дой нроповѣдннкъ стоялъ на своемъ, доказывая, что выборные больше ничего, какъ агенты народа, исполнители его власти; что имъ нельзя ввѣрпть власть духовную, ибо совѣсть принадлежит!, не государству, а лицу; что гражданская власть не можетъ вмѣшиваться въ дѣла церкви, ибо предѣлъ ея дѣятельности касается только внѣшняго поведе- нія человѣка. Такъ какъ ученіе Роджера Улльямса совершенно противорѣчпло основнымъ принципами религіознаго И политическаго порядка, прпнятаго массачуссет- скими поселенцами, то его и всѣхъ его послѣдова- телей изгнали съ позоромт. изъ колоніи. Изгнанный и угрожаемый преслѣдованіямп, Роджеръ бѣжалъ къ индѣицамъ и былъ принята ими, какъ свой род- ной. Для нихъ Роджеръ не былъ человѣкомъ обык- новеннымъ. Съ самого- прибытія своего въ Америку онъ явился ихъ защитником!, и другомъ; онъ даже писали, что концессія англійскаго короля не мо- жетъ нарушать права собственности первыхъ оби- тателей Америки. Индѣйцы, къ которымъ бѣжалъ Роджеръ, усту- пили ему землю для водворенія, и онъ, полный вѣры въ Божіе покровительство, основалъ въ 1636 году городи- Провпдансъ, назначенный быть убѣжшцемъ для всѣхъ преслѣдуемыхъ за религіозныя убѣжде- нія. А какъ такихъ лицъ нашлось въ Массачуссетсѣ не мало, то и городъ населился очень скоро. Нетерпимость, создавшая эту новую колонію, со- здала вскорѣ еще и другую. Хотя Роджеръ Улль- ямсъ, глубоко уважаемый теперешними американ- цами, казался великимт, волыюдумцемъ своимъ со- братьям!, по колонін, достойными позорнаго изгна- нія, но особа, бывшая причиною оенованія еще новой колоніи, оказалась убѣжденій еще болѣе пре- ступныхъ. Особой этой была Анна Гетчпнсонъ. Она явилась крайнпмъ послѣдовательнымт, проповѣд- нпкомъ ученія Кальвина и утверждала, что свя- тость жизни не служить, нисколько свндѣтельствомъ благословенія и покровительства Божія; что дѣла сами по себѣ не доказывают!, ничего; что Богъ на- значаетъ самъ своихъ избранныхъ, которымъ, по- средством!, откровенія, указывает!, свою божествен- ную волю. Это ученіе, по своей сущности, и осо- бенно въ то время, могло вести къ самому край- нему отрицанію, и потому понятно, что колоніи, пспугавшіяся за свое политическое существованіе, пришли въ сильное волиеніе. Былъсобранъ общій спнодъ, и послѣ поста и молитвы члены принялись за обсужденіе вопроса. Было постановлено изгнать Гетчпнсонъ, а ея ученіе воспретить. Анна Гетчпнсонъ, съ большими числомъ своихъ послѣдователей, удалилась на югъ, думая поселить- ся на Делаварѣ, но Роджеръ Улльямсъ удержалъ ее, и, по его предложенію, пндѣйцы, его сосѣди, уступили бѣглецамъ одинъ очаровательный островъ, который они іі назвали Родъ-Эйландомъ. Новые колонисты прежде всего заключили между собою договоръ, подобно ныо-шшмутскимъ пере- селенцами. Что же касается организаціп и адми- нпстраціи, то они взяли за образецъ норядокъ, опи- санный въ ветхомъ завѣтѣ. Прошло два года, прежде чѣмъ новая колонія окрѣпла, и потребовался болѣе широкій и обстоя- тельный норядокъ общественна™ управленія. Со- бравшіеся колонисты рѣшили, что правленіе у нихъ должпо быть демократическое, что народное собраніе должно собираться регулярно н постано- влять большинством!, голосовъ законы и учрежде- нія; что никто не долженъ быть преслѣдуемъ за вѣру, и что свобода совѣстп признается основными прпицппомъ ихъ соціальныхъ отношеній. Такъ какъ эта новая колонія, по сущности сво- его религіознаго и государственна™ міровоззрѣнія не отличалась ннчѣмъ отъ колоніп Провпдансъ, то онѣ и соединились въ одинъ союзъ подъ общими на- званіемъ Родъ-Эйланда. Союзъ такихъ двухъ вольнодумных!, колоній испугали Массачуссегеи, и онъ задумали далее при- нять мѣры противъ своихъ опасныхъ сосѣдей. Гет- чинсопъ, испутаниая взведенными на нее обвине-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1