Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

4В9 СТАТЬИ И С Т О F И 1 I С К I «. 440 далеки отъ того, чтобы не признавать свою зависи- мость и свое подданство иредь вашимъ величествомъ, согласно нашей хартін. Мы сдѣлаемъ все, что въ нашихъ силахъ, чтобы пріобрѣстп вашу милость, но наше несчастье будетъ слишкомъ велико, если, въ свидѣтельство своей подчиненности,мы должны принестивъ жертву наши вольности и прнвилегіи, который для нась дороже жизни, ибо, чтобы до- биться ихъ, мы рисковали добровольно нѣсколько разъ своею жизнью и нреодолѣли тысячи опа- сностей». Очень ыожетъ быть, что адресъ этотъ смягчилъ бы сердце Карла II, еслибы денежная жадность англійскихъ купцовъ не была оскорблена несоблю- депіемъ колоніями навигаціоннаго акта. Дѣйствіе хартій было пріостановлено. Напрасно Массачус- сетсъ возставалъ протпвъ этого и дѣлалъ королю разныя выгодныя предложеаія; напрасноонъ прп- нпмалъ навпгаціонный актъ, не какъ англійскій законъ, но какъ законъ колоніальный, вотирован- ный самими колонистами: король, поджигаемый коммерческой партіей, требовалъ безусловнаго под- чпненія. Колоніп отказались упорно отъ этой под- чиненностии высказали при этоыъ такого рода мнѣніе: «Свобода Новой Англіи есть наслѣдіе на- шихъ отцовъ; неужели мы отъ нея откажемся? Намъ говорить, что, отказываясь, мы нодвергаемъ себя велпкой опасности. Но лучше страдать, чѣмъ грѣшить. Лучше ввѣрить нашу совѣсть Богу на- шихъ отцевъ, чѣмь англійскому королю. Если мы страдаемъ,потому что не подчиняемся волѣ людей противъ воли Бога, мы страдаемъ за доброе дѣло, и на страшномъ судѣ, и въ ыпѣніи нашихъ нотом- ковъ мы будемъ поставленывъ ряды мучениковъ». Несмотря на энергическое протнводѣйствіе ко- лоній, нужно было смириться нередъ королевскимъ повелѣніемъ, п хартія, которой такъ гордились колонисты, пала въ 1680 году. Съ этнхъ норъ исчезли всѣ гарантіи, обезпечивавшія соціальное развптіе американской колонизаціи. Безопасность исчезла во всемъ: въ релпгіи, торговлѣ и даже собственности. Возстаніе колоній не помогло, не помогъ и король Впльгельмъ, потому что вмѣсто деспотизма Стюартовъ имъ была предложена вер- ховная власть парламента. Съ этого моментаначи- нается борьба между Америкой и метрополіей, — борьба, въ которой Новая Англія играла первен- ствующую роль, п которая, столѣтіе спустя, кончилась независимостью Сѣверо-Амерпканскаго Союза. IV. Въ исторіп Американскаго Союза первенствую- щая роль прпнадлежитъ Новой Англін. Изъ нреды- дущпхъ главъ читатель уже могъ видѣть, въ чемъ заключались главный причины, создавшія нынѣш- ній амераканскіп норядокъ. Въ настоящей главѣ я коснусь этнхъ причинъ нѣсколько подробнѣе. Англо-саксонская раса сохранилалучше всѣхъ другихъ національностей Европы духъ незавнси- мостл и стремленія къ свободѣ. Обстоятельства, при которыхъ совершилась эмиграція, помогли еще бо- лѣе развитію этой національной особенности. Пу- ритане, оставившіе свою родину, были купцы, буржуа н мелкіе собственники; они не внесли съ собой на новую землю никакихъ привплегій и яви- лись равноправнымигражданами, между которыми не было ни особеннобогатыхъ, ни особенно бѣдныхъ, ни особенно знатныхъ, ни ничтожныхъ по рожде- нно. Не явилось съ нимини англійскихъ чиновни- ков!,, ни англійскихъ лордовъ. Въ этомъ равенствѣ ноложенія заключилась демократическаясила ко- лонистовъ и условіе того своебразнаго государ- ственнаго развитія, которое создало американскую гражданскую равноправность. Религіозное ученіе и организація церкви нана- чалѣ всеобщей подачи голосовъ способствовали еще болѣе равноправности, незнакомой населеннометро- ноліп. Библія, какъ источникъ всей релнгіозной мудрости, являлась при этомъ ногущественнымъ орудіемъ развитія разума, а религіозная филосо- фія, созданная нурптанскими проповѣднпками, въ особенности, какъ Робинзонъ, проповѣдывавшими прогрессивность религіи, дали пуританской мыслп такой широкій. размахъ, какого еще никогдане до- стигало человѣчество. Тотъ же свободный религіозный принцппъ со- здали вмѣшательство въ частную жизнь, — вмѣша- тельство, такъ прогнворѣчаіцее повидимому основ- ному духу всѣхъ американскихъ учрежденій. Аме- риканцы и теперь понимаютъ свободу также, какъ они понимали ее двѣсти лѣтъ назадъ. Сво- бода есть право на все общественно выгодное и по- лезное, то есть на все прекрасноеи справедливое. Слѣдовательно, по мнѣнію американцевъ, государ- ство можетъ вмѣшиваться во все то, что общественно безполезно или вредно. Но это вмѣшательство государства въ частную жизнь, стоящую повидимому внѣ круга его власти, легко объясняется тѣмъ, что государственная теорія американцевъ развилась изъ ихъ церковнаго ученія. У нихъ государство болѣе чѣмъ чисто-политиче- ское учрежденіе; они перенеслина государство древнебиблійскій взглядъ п облекаютъ его ореоломъ святости, незнакомой европейцами и повпдимому несогласной съ американской практичностью. А въ то нее время нигдѣ въ мірѣ нѣтъ такой ши- рокой личной свободы, какъ въ Американскомъ Союзѣ, — свободы, уживающейся превосходно рядомъ съ могущественными общественными мнѣніемъ и съ подчиненностьюстрогими моральными принци- пами. Этп внѣиолитическія узы, управляющія по- ступками людей, въ соотвѣтственной. степени осла- бляютъ узы политпческія. Поэтому американцы управляются гораздо больше обычаями, чѣми за- конами. Есть еще одна важная особенность, внесенная пуританами въ американскую соціальную жизнь и служащая къ уяененію теперешняго внутренняго полптическаго строя союза, — это принцппъ инди- видуализма, особности, святость семьи. Принципъ индивидуализма выразился прежде всего въ характерѣ сампхъ поселеній. Каждый

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1