Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

441 ОЧЕРКИ ИЗЪ ІІСТОРІІІ СѢВЕРО- американок а го союза. 442 строилъ себѣ особнякъ гдѣ нибудь въ пустырѣ, въ лѣсу и терялся въ этомъ особвякѣ со свопмъсе- мействомъ. Семья составляла ячейку обществен- наго организма. Сама въ себѣ онажила вполнѣ не- зависимой, самостоятельной жизныо, для себя п исключительно для себя, отдаваясь обществу лишь настолько, насколько того требовалъ соціальный интересъ. 'Гакимъ обр'азомъ, каждая семья изобра- жала собой какъ бы отдѣльное государство, непо- глощаясь общиной. Вь этомъ удачномъ соглашеніп лпчнаго интереса съ общественнымъ заключается чуть ли не главная причинавсего нримиреніятѣхъ политическихъ иротпворѣчій, разрѣшеніе которыхъ для евронейскаго населенія оказывалось до спхъ поръ непобѣдпмой задачей. То, что въ маломъ видѣ изображала изъ себя каждая отдѣльная пуританская колонія, вырази- лось потомъ въ болыпемъ размѣрѣ во всемъ Сѣверо- Америкавскомъ Союзѣ. Семья, со святостью ея домашняго очага и съ личной независимостью каждагоея отдѣльнаго члена, составляетъосновную ячейку государства. Рядъ та- кпхъ ячеекъ образовалъ колонію, рядъ колоній — шгатъ, рядъ штатовь — -весь союзъ. Но ближайшую коллективную единицусоставляетъ не семья, а об- щина, изображающая собою какъ бы маленькую рес- публику, состоящую, изъ нѣсколькихъ отдѣльныхъ поселеній. Въ Новой Англіи такая община имѣетъ обыкновенно отъ двухъ до трехъ тысячъ асителей. Община есть полная распорядительница своихъ внутреннихъ дѣлъ и уиравляется свободно посред- ствомъ своихъ собственныхъ выборныхъ, назна- чаемыхъ ежегодно; для общихъ яіе дѣлъ всего союза община выбираетъ депутатовъ, служащихъ пред- ставителями ея интересовъ въ союзномъ собраніи. Этихъ общественныхъ интересовъ не бываетъ обык- новенномного, и вся общественная дѣятельноеть со- средоточивается по преимуществу на будничныхъ, мелочныхъ дѣлахъ каждой отдѣльной общины или тауншипа. Внутренняя жизнь общины и ея благо- денствіе суть благоденствіе всего союза, и свобода ея заключается не въ томъ, чтобы сочинять чрезъ сво- ихъ депутатовъ на конгрессѣ законы, а въ томъ, чтобы имѣть право заниматься свободно своими по- вседневными дѣлами и работать для своего эково- нпческаго процвѣтанія; поэтому свобода общины за- ключается въ правѣ строить у себя дороги, мосты и общественныя зданія, въ правѣ учреждать школы, въ правѣ распоряжаться своими экономическими дѣ- ламп безъ всякаго посторонняго вмѣшательства. Такпмъ образомъ, амерпканскій тауншипъ яв- ляется полновластнымъ господиномъ своихъ соб- ственныхъ дѣлъ. Это не дитя, находящееся подъ опекой и покровительствомъ центральной союзной власти, а взрослый человѣкъ, понпмаюіцій, чего ему нужно, и знающін, какъ ему этого достигнуть. Въ подобной внутренней организаціи заключается вся сила АмериканскагоСоюза. Правда, чтобы гра- ждане умѣли управляться собою разумно, находя истинную середину между общественнымъ и частнымъ интересами, нужно, чтобы они владѣлп порядочной Долей политической зрѣлости и умственнаго развп- тія. То и другое внесены на новую почву первыми переселенцами постоянно поддерживаются въ на- родѣ общественнымъ воспитаніемъ. Первые колонисты, явпвшіеся на амерпканскомъ материкѣ, были люди уже большой умственной зрѣ- лости. Она создалась въ нпхъ религіознымъ воспи- тапіемъ и религіозной нетерпимостью родины. Про- стые люди изъ народа, нурптане были опытны въ обсуживаніп своихъ религіозныхъ вопросовъ и были зрѣлы для понпманія своихъ общественныхъ интересовъ. Еще зрѣлѣе и опытнѣе были пхъ иро- повѣдники. Чтобы пмѣть вліяніе на такихъ людей, какими были пнденеиденты, и чтобы получить отъ нихъ право на нравственное и умственное главен- ство, требовалось имѣть много нравственной силы и большую долю ума. И мы впдимъ дѣйствптельно, что проповѣдники пуританъ и американскихъ пере- селенцевъ владѣли всѣми этими качествами въ вы- сокой степени. Такимъ образомъ, зрѣлость пури- танъ и еще большая зрѣлость ихъ предводителей создали общественныя условія, изъ дальнѣншаго развптія которыхъ образовалась нынѣшняя сила Американскаго Союза. Переселенцы понимали очень хорошо, что дѣло, устроенное понимающими людьми, можетъ быть испорчено людьми невѣжественными. И вотъ съ самаго начала они обратили вниманіе на органпза- цію общественнаго воспптанія. Уже въ 1647 году массачуссетское собраніе вотировало законъ о воспитаніи, Вступленіе къ этому закону показываетъ лучше всего, какую важ- ность придавали ему. Во вступленіи говорится: «Имѣя въ виду, что врагъ человѣческаго рода, са- тана, находить свое могущественное орудіе въ не- вѣжествѣ людей, что знаніе не должно быть схоро- нено въ могилѣ наіпнхъ отцовъ, что въ востітанін дѣтей заключается главнѣйшій интересъ государ- ства, мы постановляема)» п т. д. Согласно этому закону, каждая община изъ пяти- десяти семействъ должна была имѣть учителя для обученія дѣтей чтенію п письму. Каждая община изъ двухсотъ семействъ доллсна была пмѣть школу съ наставникомъ, знаюіцимъ настолько, чтобы при- готовлять молоды хъ людей для поступленія въ университета . Общинные чиновники обязаны были наблюдать, чтобы родители посылали своихъ дѣтеп въ школу. Имъ же дано было право налагать штрафы за не- исиолненіе закона, а въ случаѣ постояннаго его не- выполненія, общество вступало въ семсйныя права и отдавало ребенка на воснптапіе само, не спраши- вая родителей. Законъ союза опредѣляетъ точно мннимумъшколъ и мннимумъ налога на пхъ содержаніе. Дальше этого вмѣшательство его въ воспитаніе народа не распространяется. Затѣмъ распорядптелемъ являет- ся уже община. Она снабжаетъ школы средствами; онд собираетъ своихъ членовъ и вотируетъ налогъ для годпчнаго содержанія школы. Что касается са- маго воспитанія, то общины дѣлятся на округи, соотвѣтственно размѣру населенія, и въ каждомъ округѣ учреждается воспитательный комитетъ, по- .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1