Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

положптельаымъ етремленіемъ, которое такимъ образомъ превращается въ идеалъ счастья. Въ Ан- гліи, папрпмѣръ, борьба за свободу переносилась всегда на очень реальную почву н выражалась всегда въ спорѣ о правѣ налоговъ. Эту же самую черту наслѣдовалп п американцы. У нихъ свобода значить то же, — право располагать своими день- гами, право ихъ дать или не дать». Все это гово- рить Веркъ въ парламентѣ, во время споровъ ко- лоній съ метрополіей о ношлпнѣ. «Далѣе, — продолжаетъ тотъ же Веркъ, — если у нихъ недостаетъ чего нибудь до той силы, которую обнаружпваетъ на умы форма правленія, то не- достатокъэтотъ пополняетъ релпгія. Религія всегда была источникомъ энергін. Но релпгіозное воззрѣ- ніе американцевъ не то, что англпчанъ. Англи- канская церковь сложилась подъ покровитель- ствомъ прочнаго правительства; диссиденты же встали немедленно въ оппозицію къ существующей власти. Имъ оставалось только одно средство въ оправданіе своей оппозиціи — провозгласить есте- ственную свободу. Ихъ ученіе есть прпнципъ про- тиводѣйствія; это протестантпзмъпротестантской религіи. «Но есть еще институтъ, поддеряшвающій энер- гію американцевъ и дающій устойчивость ихъ привцппамъ — воспитаніе. Ни въ одной странѣ въ мірѣ право не изучается въ такой степени, какъ въ Америкѣ. Юристы тамъ многочисленны и могу- щественны. Наибольшее число депутатовъ, посы- лаемыхъ въ конгрессъ, состонтъ изъ легистовъ. Всѣ, кто читаетъ, а ихъ большинство, стара- ются придавать своимъ мнѣніямъ юридическій от- тѣнокъ. Въ большей части ировпнцій юристы управляютъ общественнымъ мнѣніемъ. Такая при- вычка къ закону даеіъ колоннстамъ тонкость въ пониманіп своихъ политическихъ вопросовъ и про- зорливость. Они быстры въ нанаденіи, всегда го- товы на защиту и богаты средствами. Во всякой другой странѣ народъ менѣе тонкаго ума обсужи- ваетъ ошибочный правительственный прпнципъ только тогда, когда онъ отъ него сградаетъ. Но тамъ, въ Америкѣ, обсуживаютъ зло впередъ, на основаніи дурного принципа, то есть тамъ судятъ не по слѣдствію о причпнѣ, а по причпнамъо слѣдствіяхъ». Къ этимъ мыслямъ Верка мнѣ прибавлять, ка- жется, больше нечего. Теперь намъ остается коснуться еще одного во- проса — американскаго гражданскаго равенства. Страна можетъ пользоваться равенствомъ, не зная свободы, и свободой, не зная равенства. Аме- рика первая разрѣшила этогь вопросъ, и разрѣ- шеніе это тѣмъ болѣе поучительно, что колонисты, населпвшіе Новый Свѣтъ, вышли изъ Англіи, со- вершенно не знавшей принципа равенства. Когда Англія была завоевана норманами, въ ней водворился феодализмъ во всей его строгости. Ны- нѣшнія англійскія учрежденія и до сихъ поръ но- сятъ на себѣ слѣды феодализма. Въ феодальное время общество было больше ни- чего, какъ армія или войско, основанное на прин- ципѣ землевладѣнія. Король былъ главнокоманду- ющимъ, бароны — офицерами, а вассалы — солда- тами. Порядокъ этотъ былъ весьма естественный, ибо все богатство заключалось тогда въ землѣ. Такимъ образомъ, общество образовало іерархію, въ которой всякій низшій зависѣлъ отъ высшаго: такъ, баронъ зависѣлъ отъ короля, рыцарь отъ барона, вассалъ отъ рыцаря. Каждое сословіе составляло отдѣльный общественный слой со своимизаконами, постановленіями и обычаями. Даже въ экономиче- ской и умственной сферѣ существовало то ate дѣле- ніе на слои. Университетъ составлялъ свою общи- ну, каждый ремесленный цехъ — свою. При такомъ составѣ общества равенство было немыслимо, и не могла существовать повидимоиу даже и свобода. А между тѣмъ свобода была, но она выражалась въ условной формѣ прпвилегій. Существовала так- же и свобода слова, но она пмѣла привплегію про- являться только въ церкви. Вотъ почему смѣлость ораторовъ и проповѣдниковъ не доходила никогда до такого размѣра, какимъ она отличалась въ то время. По мѣрѣ того, какъ земли бароновъ и нотаблей освобождались отъ военной повинности, ослаблялся и феодализмъ. Въ Англіи эта реформа началась при Карлѣ II; но въ то время, когда началась эми- грація въ Америку, слѣды феодализма и вліяніе его на англійское общество были еще сильны. Какъ же могло случиться, что эмигранты, выдѣлившіеся изъ общества, не знавшаго гражданской равно- правности и пользовавшагося лишь сословной сво- бодой, могла создать въ Амерпкѣ государство со- всѣмъ на противоположныхъ началахъ? Объясне- ніе очень просто. Какъ землевладѣніе создало ан- глійскій феодализмъ, такъ землевладѣніе создало и амерпканскую демократію. Релпгіозныя идеи имѣли дѣйствительно громадное значеніе при орга- нпзаціи американскаго общества, но основная при- чина, создавшая американское равенство, заклю- чалась по преимуществу въ землевладѣніи. Эмигранты явились на землю совершенно пу- стынную, новую, необработанную; они не нашли на ней готоваго земледѣльческаго сословія, кото- рое могли бы заставить работать за себя. Каждый колонистъ поэтому долженъ былъ приняться за топоръ и лопату, строить самъ себѣ домъ, добы- вать самъ себѣ пищу и собственными своими ру- ками шить себѣ одежду. Такъ какъ каждый зави- сѣлъ отъ лпчныхъ своихъ сплъ, то и долженъ былъ явиться равный раздѣлъ земли; а равный раздѣлъ земли менаду всѣми колонистами создалъ изъ ка- ждаго колониста — собственника, Впослѣдствіп, по мѣрѣ экономическаго развитія, между колонистами хотя и являлись богачи, но принципъ равенства, во первыхъ, окрѣнъ, а во вторыхъ, поддерживался постоянно новыми пере- селенцами, водворявшимися на пустыряхъ, на тѣхъ же условіяхъ земельнаго надѣла. При такомъ усло- віи ни привплегіямъ, ни соціальному неравенству не оставалось уже мѣста, ибо каждый колонистъ являлся такимъ же равноправным!, гражданиномъ, какъ п его сосѣдъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1