Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

творительной, чтобы дать убѣжище заключен- ными за долги, бѣднымъ и протестантамъ, кото- рыиъ Англія отказала въ своемъ покровительствѣ. Основанія ея конституціи отличались совершен- но отъ принциновъ конституцій другпхъ колоній. Изъ Георгіи хотѣли сдѣлать военное поселевіе, чтобы устроить военную границу противъ испан- цевъ. Въ этихъ видахъ земля дѣлнлась только менсду тѣми, кто былъ способенъ для военной службы, то есть между муисчинамп а дочери не имѣли ровно никакого права на наслѣдство. Другпмъ ностановленіемъ было недопущеніе рабства. «Невольничество, — какъ выражались осно- ватели колоніи,— противно евангелію и основнымъ закснаыъ Англіи. Мы не хотимъ допустить законъ, который бы дозволилъ такой ужасный грѣхъ». Третьего особенностью было строгое занрещевіе ввоза рома и спиртуозн.ыхъ напитковъ. Но прекрасвыя постановленія не удержались, и первое нарушеніе ихъ началось ввозомъ невольЕИ- ковъ. Заключенные за долги и другіе того же сорта люди, не нривыкшіе работать, увѣряли, что земля, на которой они поселены, слишкомъ неплодородна, и, вмѣсто того, чтобы трудиться собственными ру- ками, они стали хлопотать о введеніи невольни- чества. Чтобы прикрыть свою лѣнь благовидной причи- ной, они вздумали увѣрять, будто невольничество по- служить къ раснространенію евангельскаго ученія, ил#, какъ выразился одинъ благочестивый миссіо- неръ того времени, «американскіе рабы сдѣлаются свободными гражданами небеснаго Іерусалима». Вслѣдствіе этихъ софнзмовъ въ Георгію были ввезены цѣлыя толпы негровъ, а чтобы обойти за- конъ, запрещавшій невольничество, плантаторы вздумали выдавать ихъ за свободно подрядившихся люден, заняпгыхъ на сто лѣтъ. При общемъ настроены населенія въ такомъ на- правлены закону пришлось замолчать, и неволь- ничество вошло постепенно въ нравы Георгіп. Еще труднѣе было заставить колонистовъ при- нять законъ о наслѣдствѣ и отказаться отъ спир- туозныхъ напитковъ. Первый противорѣчилъ со- вершенно всѣмъ условіямъ колонизаціп и экономи- ческимъ стремленіямъ населенія, а второе привело къ контрабандѣ, потому что безъ сппртуозныхъ напитковъ людямъ жить невозможно. Неудачный основанія, нринятыя ири колониза- ціи Георгіи, повели въ тому, что колонія эта про- влачила въ продолженіе двадцати лѣтъ самое жал- кое существовапіе и начала оживать только со времени освобожденія Амерпканскихъ НІтатовъ. VI. Изъ тѣхъ гражданскпхъ элементовъ, которые внесли въ Америку европейскіе переселенцы, могло, путемъ исторической логики, сложиться только то, что изображаетъ теперь Сѣверо-Американскій Союзъ. Поэтому крайне неразсудптедьнынъ оказывается весь тотъ англійскій людъ, который, не умѣя по- нять причинъ, хотѣлъ создать слѣдствія по своему личному усмотрѣнію и однимъ почеркоиъ пера пре- вратить Америку въ Англію. Въ исторін Сѣверо-Амерпканскихъ Штатовъ нѣтъ п не было ничего разсчптаннаго пли измышленнаго заранѣе и затѣмъ выполненнаго по пзвѣстной про- граммѣ. Исторія Союза также проста, какъ и псто- рія всего человѣчества, какъ исторія жизни вся- каго органическаго предмета природы, всякаго живого существа; потому-то все, что случилось, было лишь нростымъ слѣдствіемъ очень простыхъ и несложныхъ причинъ. Едпнственная разница, которую представляетъ псторія Союза отъ псторіи Европы, заключается въ томъ, что въ американцахъ, съ перваго ихъ шага въ общественной жизни, является строгое со- знаніе своихъ правъ. Американцы не гнались ни- когда ни за какими фиктивностями, подобно фран- цузамъ или даже нѣмцамъ, удовлетворявшимся идеями и красивыми словами безъ существеннаго содеряшіін. Американцы стояли всегда твердо на реальной иочвѣ: пмъ нужно было экономическое п соціальное развптіе, соотвѣтственное условіямъ и обстоятельствамъ занятой нмъ страны. Переселенцы явились на американской землѣ уже проникнутыми тѣмъ духомъ независимости, кото- рый ихъ заставили бѣжать изъ Европы, и который развился въ вихъ еще болѣе, вслѣдствіе экономп- ческихъ услокій новаго быта. Забравшись за океанъ, переселенцы оставили на своей родинѣ всю свѣтскую и духовную іерархію, отъ которой имъ не было житья. На американской землѣ они явились вполнѣ равными и равноправны- ми, и каждый сдѣлался землевладѣльцемъ, добы- вая себѣ средства существованія лпчнымъ трудомъ, по мѣрѣ своихъ сплъ и способностей. Потребности ихъ были просты, и также просто было и ихъ удо- влетвореніе; они жили, какъ жили люди въ золотой вѣкъ, не зная денегъ и добывая, и устраивая себѣ своими собственными руками все, что пмъ было нужно. При этихъ экономичешіхъ условіяхъ въ каждомъ собственник^, а ими были всѣ американ- цы, развивалась потребность виолнѣ свободнаго дѣйствія. И въ самомъ дѣлѣ, не англійскін парла- мента могъ являться судьею того, что было нужно какому нибудь колонисту, устроившему себѣ поле въ дѣвсгвеиномъ амерпканскомъ лѣсу, или въ аме- риканской пустынѣ, подъ солнцемъ, создававшему хлопчатники, сахарный тростники, шелковицу, та- бакъ. Слѣдовательно, очевидно, что американецъ могъ развиваться только при полной независимости, при отсутствіи всякой опеки и вмѣшательства по- сторонннхъ людей, незнакомыхъ съ американскими условіями. Къ этому нужно прибавить, что амерпканскія колоніи основались сами собой, безъ всякой под- держки и помощи правительства, и потому коло- нисты привыкли жить собственными умомъ, не нуясдаясь въ посторонней помощи. Эту привычку укрѣпило въ нпхъ еще больше само англійское

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1