Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

XXXIX XL мѣрѣ, не мѣшаѳтъ, — а вредными. Это не ново. Такъ разсуждали иные и въ шестиде- сятыхъ годахъ, и если' теперь это разсу- жденіе нолучаетъ, повидимому, значительное распространеніе, то это въ такой асе мѣрѣ объясняется общими условіями времени, въ какой противоположная точка зрѣнія была связана съ условіями своего времени. Харак- теръ литературной критики шестидѳеятыхъ годовъ не можетъ быть удовлетворительно оцѣненъ внѣ связи съ другими формами то- гдашней литературы и съ ея общимъ духомъ- Присутствіе общепризнаннаго и завѣдомо осуществимаго высокаго идеала внушало ли- тературѣ бѳзстрашіе передъ фактами, кото- рые она признавала, но простымъ созерца- ніемъ (а слѣдовательно, и констатированіемъ, и воспроизведѳніемъ) которыхъ она ограни- читься не могла Она видѣла крушеніе та- кого колоссальнаго факта, какъ крѣпостное право и вся связанная съ яимъ система, и это величественное зрѣлище естественно вну- шало ей смѣлость надеждъ и жажду дѣятелъ- ности, то-есть воздѣйствія на существующіѳ факты во имя идеала. Идеалъ этотъ былъ чисто-земного характера, да и нѳзачѣмъ ему было быть инымъ, потому что на землѣ воочію совершалось истинно великое дѣло. И если эти «идеалисты земли>-> были въ то же время .«реалистами», то тутъ нѣтъ ни- какого противорѣчія, а есть, напротивъ, вполнѣ законченное, цѣльное міроразумѣніѳ. Его общія черты остаются истиной и до- селѣ: факты признаются безъ утайки и безъ идеализаціи, во всей ихъ реальности; затѣмъ они распадаются на неподлежащіе нашему воздѣйствію и подлежащіе таковому, а для воздѣйствія необходимъ идеалъ, то-есть, та- кое расположеніе реальныхъ элѳмѳнтовъ, ко- торое лучше, выше, желательнѣе, чѣмъ дѣй- ствительность. Пусть «идеалисты земли» за- блуждались относительно предѣловъ и воз- можностей воздѣйствія, — въ принципѣ они, во всякомъ случаѣ, стояли на пути къ правдѣ. Освобожденіе крестьянъ стимулировало мысль и чувство современниковъ въ очень широкихъ предѣлахъ, такъ что фактомъ освобожденія еще далеко не кончалась цен- тральная задача времени. Задача эта состоя- ла въ теоретическомъ опредѣленіи, а, по- скольку возможно, и практическом ь уста но- вленіи нормальныхъ отношеній между лич- ностью и обществомъ. Задача эта, конечно, не шестидесятыми годами впервые выдви- нута: она столь же стара, какъ само чело- вѣческое общество. Но всею своею полнотою она занимаетъ людей гораздо рѣже, чѣмъ это можетъ показаться съ перваго взгляда. Въ основѣ всякаго международнаго, полити- ческаго, экономическаго, моральнаго, юриди- ческаго, административнаго вопроса такъ или иначе лежать взаимныя отношенія личности и общества. Но въ огромномъ большинстве случаевъ, при обыкновѳнномъ течѳнін жи- тейскихъ дѣлъ, это не сознается; обществен- ные вопросы обсуждаются и рѣшаются безъ приведенія ихъ къ ихъ основѣ, которая мас- кируется разными узко-практическими услов- ностями и отвлеченными категоріями. Жизнь идетъ слѣпою ощупью, механически цѣиляясь за случайности установившихся отношеній или же ища себѣ обоснованія въ не-анализи- рованныхъ отвлеченныхъ категоріяхъ «пра- ва», «свободы», «порядка», «прогресса», «справедливости», «національнаго достоин- ства», «народнаго богатства» и т. д. Въ послѣднемъ результатѣ анализа всѣхъ этихъ понятій нечему быть, кромѣ личности и об- щества въ ихъ взаимныхъ отношеніяхъ. И людямъ серьезнаго знанія это хорошо извѣ- стно, но лишь въ сравнительно рѣдкихъ слу- чаяхъ еубстратъ всѣхъ общѳственныхъ во- просовъ всплываетъ въ общемъ сознаніи и вліяетъ на обыденную житейскую практику. Всплываетъ и вліяетъ, разумѣется, уже въ язвѣстной, болѣе или менѣе опредѣлениой формѣ. Статья Шелгунова «Прошедшее и буду- щее европейской цивилизаціи» оканчивается такими словами: «Если протестанты ХУІ столѣтія освободили мысль, то мы сдѣлали попытку освободить человѣка. Только наше время установило, что благороднѣйшій, дра- гоцѣннѣйшій и единственный элементъ про- гресса есть свободная личность, развившаяся въ свободномъ общежитіи. Мы живемъ въ самомъ началѣ этого періода и несемъ на своихъ плечахъ главную борьбу за новое слово». «Мы сдѣлали попытку», «мы несемъ на своихъ плечахъ» — это, разумеется, не спе- ціально къ намъ, русскимъ, относится, а къ извѣстному времени, къ извѣстной ступени цивилизаціи, къ которой, однако, и мы съ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1