Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

XLI XLII шестидесятыхъ годовъ пріобщились. Въ XII главѣ «Воспоминаній» Шелгунова читаемъ: «Внизу освобождались крестьяне отъ крѣ- постного права, вверху освобождалась интел- лигендія отъ служилаго государства и отъ старыхъ московскихъ понятій. И болѣе ве- ликаго момента, какъ этотъ переходъ отъ идеи крѣпостного и служилаго государства къ идеѣ государства свободнаго, въ нашей исторіи не было, да, пожалуй, и не будѳтъ. Мы, современники этого перелома, стремясь къ личной и общественной свободѣ и рабо- тая только для нея, конечно, не имѣли вре- мени думать, дѣлаемъ ли мы что нибудь ве- ликое или невеликое. Мы просто стремились къ простору, и каждый освобождался, гдѣ и какъ онъ могъ, и отъ чего ему было нужно. Хотя работа эта была, повидимому, мелкая,- такъ сказать, единоличная, потому что ка- ждый дѣйствовалъ за свой страхъ и для себя, но именно отъ этого общественное ока- зывалось сильнѣе, неудержимѣе, стихійнѣе. Идея свободы, охватившая всѣхъ, проникала всюду, и совершалось дѣйствительно что-то небывалое и невиданное». Вслѣдъ за этимъ Шелгуновъ приводить разные иллюстрирующіе эпизоды и соображе- нія. Тутъ есть разсказы объ офицерахъ, выходившихъ въ отставку, чтобы завести книжную торговлю или заняться издатель- ствомъ, о женщинахъ, выбивавшихся изъ- подъ гнета грубой и деспотической семьи, ит. п. Естьитакія указаиія: «Правительство сознавало, что при новыхъ усложненныхъ требованіяхъ болѣе развитой жизни продол- жать старую систему казѳннаго управленія у него яедостанетъ силъ, и оно стадо про- давать или закрывать казенный фабрики и заводы; оно поощряло и поддерживало акціо- нерныя предпріятія; оно создало русское общество пароходства и торговли; оно откры- ло возможность для частныхъ банковъ; оно пе- редало постройки желѣзныхъ дорогъ част- нымъ предпринимателями. Одними словомъ, реакція противъ прежняго всеноглощающаго государственнаго вмѣшательства и казеннаго руководительства была не только всеобщей, но и легла въ основу общественно-экономи- ческихъ реформъ и всей системы государ- ственнаго хозяйства проніедшаго царство- ванія». Все это должно свидѣтельствовать о тор- жествѣ новой формулы взаимныхъ отношеній между личностью и обществомъ: «свобода личности» или «свободная личность въ сво- бодномъ общежитіи». Вглядываясь, однако, нѣсколько ближе въ иллюстрируюіціе эпизоды и соображенія Шелгунова, мы едва ли най- демъ вънихъ полную однородность, или, вѣр- нѣе, однородность эта не пойдетъ далѣе отрицательной стороны. Всѣ эти эпизоды и указанія одинаково говорятъ о размягченіи или распущеніи общественныхъ узъ и о вы- дѣленіи изъ нихъ частныхъ, личныхъ инте- ресовъ. Въ этомъ смыслѣ смягченіе деспо- тизма старой семьи и отреченіе фиска отъ ру- ководительства промышленною жизнью страны могутъ быть совершенно правомѣрно све- дены къ одному знаменателю, и Шелгуновъ вполнѣ правъ, констатируя этотъ всеобщій фактъ. Не слѣдуѳтъ, однако, думать, чтобы этотъ фактъ во всѣхъ своихъ подробноетяхъ совпадалъ съ идеаломъ Шелгунова и его единомышленниковъ. Къ шестидесятыми же годами относятся первые гимны «свободы» му- жика «отъ земли». Но та струя литературы, къ которой принадлежали Шелгуновъ, слишкомъ пристально вглядывалась въ жизнь европей- скихъ странъ, въ которыхъ принципъ эконо- мической свободы достигъ наиболыпаго осу- ществленія (см. «историческія» и «соціально- экономическія» статьи Шелгунова), чтобы мечтать о такомъ же торжествѣ его у насъ. Мы видѣли, что,, почтительно склоняясь пе- редъ европейскою наукою и многими евро- пейскими учрежденіями, Шелгуновъ отнюдь не желаетъ, чтобы двери русской жизни были настеясь отворены для пропуска европейскихъ экономичѳскихъпорядковъ.Онъспрашиваетъ: «Откуда это добродушное стремленіе спасти своего ближняго, предлагая ему лекарство, оказавшее вредное послѣдствіе на сосѣда?» Это Шелгуновъ писали въ одной изъ са- мыхъ раннихъ своихъ статей, въ 1861 г. А вотъ что онъ писали въ 1868 г.: «То, что славянофилы, почвенники и ихъ продолжатели толковали о народной душѣ, народной правдѣ и русскомъ всечеловѣкѣ, несомнѣнно, очень благородный идеалъ, на которомъ стоить по- строить русскую общественную жизнь, но подробности этого идеала создадутся не смут- ными сердечными порывами, не чувствомъ, а изслѣдованіемъ выработанныхъ народомъ и интеллигенціей общественныхъ и бытовыхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1