Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

511 СТАТЬП И С Т О Р Ц Ч Е С К I Я. 512 пришлось Гамильтону оставаться внѣ обществен- ной дѣятельностп. Въ 1796 году между Франціей и Американсквмъ Союзомъ возникли неудовольствія. Командоваиіе арміей, на случай войны, было снова предложено Вашпнгтону, но генерадъ объявилъ, что онъ приметь это званіе въ такомъ случаѣ, если Гамильтонъ будетъ сдѣланъ генералъ-инспек- торомъ. Гамильтонъ сформировалъ армію п но смерти Вашингтонабылъ назначенъ главнокоман- дующим!.. Къ чести Франціи, генералъ Бонаиарте, забравшій власть 18 брюмера, уладилъ дѣло, и согласіе между Франціею и Америкой возстанови- лось снова. Гамильтонъ опять оставплъ службу и принялся за адвокатуру; но онъ недолго пользо- вался спокойствіемъ внѣ политической деятель- ности. Въ 1804 году полновникъ Бэръ, бывгаій вице-презпдентомъ,заявилъ желаніе занять пѣсто губернатора нью-іоркскаго штата. Гамильтонъ на- звалъ его человѣкомъ опаснымъ. Бэръ, оскорблен- ный отзывомъ, вызвалъ Гамильтона на дуэль и убилъ его. Гамильтонъ былъ однпмъ изъ тѣхъ людей, кому Америка, послѣ Вашингтона, обязана больше все- го своимъ величіемъ п силой. Гамильтонъ спасъ Америку отъ банкротства, и онъ же способсгво- валъ больше другпхъ признапію штатами союзной конституціп. Гамильтонъ, подобно Вашингтону, былъ истиннымъ патріотомъ и истиннымъ другомъ народа. Но также, какъ Вишингтонъ, онъ держалъ себя съ достоинством!., не искалъ популярности и не льстилъ народу. Гамильтона обвпняютъ въ аристократическихъ тенденціяхъ, и совершенно справедливо, что этотъ вообще разсудительный человѣкъ позволилъ себѣ увлечься политическими фантазіями; онъ мечталъ о республикѣ изъ добро- дѣтельныхъ людей и мудрыхъ старцевъ и хотѣлъ изгнать съ лица земли человѣческія страсти. Но этотъ, если хотите, недостатокъ Гамильтона вы- ставляетъ еще рѣзче его патріотизмъ: потому что, несмотря на свое неодобреніе проекта конституціи на началахъ, несогласныхъсъ его идеаломъ, онъ явился самымъ горячимъ ея защитникомъи попу- лярпзаторомъ, ибо считалъ болѣе необходимымъ водвореніе въ странѣ внутреннягомираи порядка, чѣмъ борьбу партій и споры изъ побужденій лич- наго самолюбія. Къ этому вопросу я обращусь, впрочемъ, еще разъ, потому что въ отсутствіи лпч- наго самолюбія и въ способности жертвовать сво- пмъ я для общпхъ пнтересовъ заключаются основ- ная черта американцевътого времени и истинное велпчіе ея полптпческихъ дѣятелей, служащпхъ поэтому поучительнымъ примѣромъ для старой Ев- ропы. Рядомъ съ Гампльтономъ способствовалъ попу- лярпзаціи новой конспітуціи Мадисонъ. Мадисонъ былъ впргинецъ, какъ и почти всѣ нолитпческіе дѣятели того времени. Онъ пропсхо- дилъ изъ богатаго семейства и очень рано началъ свою политическую дѣятельность. Въ 1780 г. онъ былъ посланъиа конгрессъ и здѣсь-то, виѣстѣ съ Гампльтономъ, отстаивалъ идею единства Союза. Далѣе, когда Гамильтонъ предложить учредить таможню, Мадисону поручили написать адресъ къ штатамъ. Адресъ этотъ составляетъ, можетъ быть, наибольшую его заслугу, ибо заставилъ страну признать необходимость псполненія долга, возла- гаемаго честностью и общенароднымъ интересомъ. По выходѣ изъ конгресса Мадисонъ оказалъ еще новую услугу Виргиніи. Впргпнія пользова- лась правами на основаніп королевской хартіи; это значить, что англиканская церковь пользова- лась въ ней преимуществами. Понятно, что цер- ковь такого рода во время революціи явилась роя- листской, въ то время какъ вся Америка обнару- живала стремленія республпканскія. Къ подобной церкви виргинцы не могла чувствовать особенной симпатіи, и потому Джеферсонъ предложилъ билль о возстановленіи религіозной свободы. Предлагая свой билль, Джеферсонъ основывался на томъ про- стомъ соображеніи, что государству не можетъ принадлежать право устанавливать отношепія ме- жду человѣкомъ и Вогомъ и наблюдать за чело- вѣческою совѣстыо. По его мнѣнію, совѣсть стоить внѣ политики, и каждый пмѣетъ право соединяться съ тѣмъ, съ кѣмъ онъ думает!, одинаково, и поступать въ релпгіозныхъ вопросахъ такъ, какъ велптъ ему совѣсть. Виргинцы очень изумились смѣлому иред- ложенію Джеферсона. Билль его былъ отстроченъ. Въ слѣдующемъ году тотъ же вопросъ поднялъ снова Мадисонъ. Но Мадисонъ поступилъ нѣсколько иначе. Это былъ человѣкъ спокойный, умѣренный, умѣвшій говорить, не задѣвая ничьего санолюбія, и ему удалось довести собраніе до согласія съ пред- ложеніемъ Джеферсона. Въ настоящее время при- знание законодательствомъ какой либо страны за- кона о свободѣ совѣсти не представило бы ничего удпвительнаго; но восемьдесять лѣтъ назадъ, даже и въ Америкѣ, мысль о свободѣ совѣсти казалась еще слпшкомъ смѣлою, и требовались большая сила ума п большая сила рѣчп, чтобо одному человѣку увлечь за собою цѣлую страну. Заслугу Мадисона читатель оцѣнитъ еще болѣе тѣмъ фактомъ, что прпзнаніе религіозной свободы совершилось въ Мас- сачуссетсѣ только вь 1835 году. Мадисону же принадлежитъ заслуга признать не- обходимость анаполпсскагоконвента, гдѣ онъ вмѣстй съ Гампльтономъ явился спасителемъ Америки отъ разъединенія, грозившаго ей гибелью. Однимъ едп- номысліемъ съ Гампльтономъ Америка не была бы еще спасена, — нужно было убѣдить штаты признать необходимость пересмотра дѣпствовавшей въ то время конституціи. Нужно было, чтобы какой ни- будь штатъ, и преимущественно изъ наиболѣе влія- тельныхъ, прпзналъ необходимость ревпзіи п увлекъ бы за собою другіе. Изъ вліятельныхъ штатовъ пер- вое мѣсто принадлеясало Виргиніи, и заслуга Мади- сона именновъ томъ, что онъ заставилъ впргинцевъ согласиться со своимъ мнѣніемъ. Предложеніе Ма- дисона было принято единогласно, и 4 декабря 1786 г. Виргинія объявила, что она желаетъпере- смотра конституціи, и выбрала депутатовъ для бу- дущаго конвента. На этомъ конвентѣ Мадисонъ обнаружилъ боль- шую политическую зрѣлость и, не позволивъ себѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1