Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

515 СТАТЬИ ИСТО Р И ЧЕС К I Я. 516 трудные моменты жизни своего отечества онъ являлся изъ-за-границы. Такъ было и во время со- ставленія конституціи. Франклпнъ не могъ принять замѣтнаго дѣятельнаго участія въ ея составленіп, потому что не отличался проницательностью Ва- шингтона, Гамильтона, Джеферсона и другпхъ подоб- ныхъ имъ людей. Можно даже сказать, что его добродушная язвительность скорѣе мѣшала, чѣмъ помогала составленію проекта. Онъ, нанримѣръ, былъ рѣшительно не въ состояніп понять всего вреда одной палаты и двѣ палаты сравнпвалъ съ двумя лошадьми, запряженными въ одну телѣгу — одна спереди, а другая сзади. Сравнение это хотя было и остроумно, но всетаки не дѣлало чести по- литической проницательности Франклина, потому что одна налата является учрежденіемъ, не пмѣю- щпмъ никакого противовѣса. п легче всего ведетъ къ деспотизму. Вмѣстѣ съ тѣмъ Франклинъ утвер - ждалъ, что президента и высшіе чиновники не должны получать жалованья. Проводя такую мысль, Франклинъ вовсе не подозрѣвалъ, что онъ впадаетъ въ противорѣчіе, ибо отстаиваетъ чиновную ари- стократію, что, конечно, не могло мириться съ рес- публиканскими ■ стремленіями самого Франклина. Но если Франклинъ впадалъ въ ошибки въ своихъ тео- ретическихъ соображеніяхъ, то тѣмъ не менѣе на практикѣ онъ былъ великій патріотъ и доказалъ это преимущественно нри нодписаніи констнтуціи. Франклинъ не одобрялъ ироекга; но онъ чувство- валъ необходимость установить власть и въ засѣ- даніп, назначенномъ для подписки конституціи, просилъ прочесть свое письмо къ президенту. Въ письмѣ этомъ онъ говорить: «Въ конституціи есть параграфы, которыхъ въ настоящее время я не одобряю; но я убѣжденъ, что не соглашусь съ ними никогда. Я жилъ долго, и опыта заставить меня часто нзмѣнять свое мнѣніе по вонросамъ серьезной важности; я считала, себя правымъ, но лучшія свѣдѣнія и болѣе глубокое изученіе вопро- совъ показывали мнѣ, что я ошибался. «Вотъ почему, чѣмъ становлюсь я старше, тѣмъ болѣе начинаю я сомиѣваться въ вѣрностп соб- ственнаго сужденія и получаю большее уважевіе къ мнѣніямъ другихъ. Большинство людей, какъ и большая часть релпгіозннхъ секта только себя счптаютъ владѣльцамп истины; все, что несогласно съ ихъ чувствами, кажется имъ заблужденіемъ. Протестанта Стиль сказать одному папѣ, что единственная разница въ истинности доктрины римской и англиканской церквей заключается въ томъ, что римская церковь непогрѣтима, а ан- гликанская никогда не ошибается. Но хотя боль- шинство людей пмѣютъ не менѣе высокое мнѣніе о собственной непогрѣшимости, но нсмногіе спо- собны выразиться такъ наивно, какъ одна фран- цуженка, которая въ спорѣ со своей сестрой ска- зала ей: «Сестрица, не знаю, какъ это случается, но только я одна бываю всегда права. «Въ своемъ настоящемъ положенін я признаю составленную теперь конституцію со всѣми ея не- достатками, если она ихъ имѣетъ, ибо я думаю, что намъ необходимо общее унравленіе, и что нѣтъ такой правительственной формы, которая не была бы благодѣяніемъ для народа, если имъ управля- ютъ хорошо. Кромѣ того, я думаю, что наше управленіе будета хорошо въ теченіе цѣлаго ряда годовъ, и что онъ можетъ окончиться деснотиз- момъ только въ такомъ случаѣ, если народъ, раз- вратившись, сдѣлается неспособнымъ ни къ какому управленію, кромѣ деспотическаго. «Еще я сомнѣваюсь, чтобы другое собраніе имѣло шансы составить лучшую конституцію, ибо, если вы соберете извѣстное число людей, чтобы воспользоваться ихъ мудростью, вы, вмѣстѣ съ этими людьми, сосредоточите неизбѣжно всѣ ихъ предразсудкп, всѣ ихъ страсти, всѣ ихъ ошпбочныя идеи, всѣ ихъ мѣстные интересы, всѣ ихъ эгоизмы. Можно ли отъ собранія, сосгавленнаго такпмъ обра- зомъ, ожидать безукоризненнаго труда? Напротивъ, я изумляюсь, что наша работа такъ близка къ со- вершенству, и думаю, что она изумить нашихъ враговъ. которые ждутъ съ увѣренностью пзвѣсгія, что наше собраніе пришло въ смущеніе, какъ стро- ители вавилонской башни; что наши штаты готовы разъединиться, чтобы затѣмъ всгрѣтнгься лишь для того, чтобы нерерѣзать другъ другу горло. «Я принимаю эту конституцію потому, что ни- сколько не надѣюсь на лучшую, и потому, что не увѣренъ, чтобы она не была дѣйствительно луч- шей. Я приношу въ жертву общественному благу мое мнѣаіе о недостаткахъ консгитуціи. Я никогда не произнесъ ни одного слова о ней внѣ этихъ стѣнъ. Только въ этихъ стѣнахъ являлись мои со- мнѣнія, и въ нихъ же они должны умереть. «Если, возвратившись кь нашимъ довѣрителямъ, каждый изъ насъ принесетъ свои замѣчаиія и по- пытается пріобрѣсть сторонниковъ своего мнѣнія, мы помѣшаемъ всеобщему принятію конституціи и потеряемъ всѣ сиасительныя послѣдствія и великія выгоды единомыслія, дѣйствптельнаго или кажу- щагося, которое намъ нужно какъ внутри, такъ п внѣ. Сила правительства, обезиечивающаго счастье народа, зависитъ много отъ мнѣнія, которое соста- влено объ его способности, а также отъ мудрости и способности тѣхъ, кто править. «Надѣюсь, что въ нашихъ собственныхъ ивте- ресахъ, какъ членовъ націп, и въ пнтересахъ по- томства мы будемъ дѣйствовать согласно и едино- мысленно, чтобы рекомендовать эту конституций повсюду, куда простирается наше вдіяніе, и что отнынѣ мы обратимъ всѣ своп мысли и всѣ усилія на пзысканіе средствъ для хорошаго ея выполненія. «Наконецъ, я не могу не выразить желанія, что если въ нашемъ собраніи есть кто либо, несоглас- ный съ конституціей, чтобы лицо это поступило также, какъ я, — чтобы оно усумнилось вь соб- ственной неиогрѣіппмости п, въ доказательство нашего единогласія, подписало бы настоящій акта». Еслибы Франклинъ во всю свою жпзнь не ска- залъ болѣе ни одного слова, то настоящее его обращеніе къ члепамъ собранія поставило бы его въ ряду умнѣйшихъ политическихъ дѣятедей и луч- шихъ патріотовъ. Къ сожалѣнію, предложение Франклина не было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1